Презумпция невиновности

Лично для меня одной из ключевых евангельских фраз, сказанных Иисусом, являются слова, обращенные Спасителем к Своему Отцу с заботой о тех, кто Его казнил: “Отче! прости им, ибо не ведают, что творят” (Лк. 23:34). И не только потому, что это практически объясняет всё происходящее в нашей жизни и сегодня, но главное то, что Иисус хорошо понимал и знал, к Кому Он обращается, знал и то, что Тот мог сурово взыскать с тех, кто это делал, если бы они действительно понимали, что творят.
"Когда не знаешь как поступить, - поступай по закону". Так говорили мудрые древние римляне в незапамятные времена. Ведь вопросов в нашей жизни много, и на все нужны правильные ответы. Увы, но по-прежнему на жизнь законы не очень-то распространяются, и уголовно-административный кодекс не всегда может подсказать правильное решение.
Вопрос, как вы понимаете, остается открытым и по сей день: кто из нас или из тех, кого мы обвиняем в немилости к нам, не ведает, что творит, а кто действительно всё ведает и понимает? И как всем нам в этом разобраться, потому что сам творящий, как оказалось, может вовсе не понимать, что он вытворяет. Скажем, дети, мучающие животных или насекомых. Получается, что такой уровень сознания, то есть детский, присущ большинству взрослых, и что каратели, направляющие людей в печи концлагерей, были перезрелыми детьми… Или все-таки они понимали, что делали, и тогда Суд Божий должен над ними быть. Предвижу возражение верующих: мол, он, этот суд, и будет, но потом, когда начнут судить всех и сразу. На этом можно всё и закончить, что я и сделаю, позволив себе еще несколько строк…
Весь вопрос упирается в ответственность. Скажем, если Гитлер не понимал последствий того, что он со своими партийцами вытворял, то кто в конечном счете должен за все это ответить? Или кровь невинных не вопиет из недр времени и истории?
Гуманизм текущей цивилизации в том, что, признав человека невменяемым, она прежде всего направляет его на лечение, а только потом судит, и то в рамках его состояния. Для бытового убийства это вполне приемлемо, а вот для серийных – допустимо с большой натяжкой. И можно ли признать невменяемыми тех, кто месяцами и годами вершил генрцид в рамках военных действий, причем в самых мерзких и отвратительных формах, и при этом ходил в отутюженной форме, целовал ручки женщинам и читал им стихи Гейне или Шиллера?
Моя мама, правововед и судья, не поддерживала мораторий на смертную казнь в России, объясняя это тем, что мы не готовы к этому. Она не была сторонницей столь сурового приговора и говорила, что статья может и должна быть, но при этом оставаться неиспользованной, если казнить будет некого. Это как пистолет в кобуре участкового, который есть, но никогда не вынимается, потому как нет на то никакой необходимости.
Вернемся ко Христу. Конечно же вопрос, может, и праздный, но что мог бы сказать Спаситель своему Отцу, если бы те, кто Его мучил и казнил, ведали, что они делают, и Христос это хорошо знал бы и понимал? Предвижу, что большинство мне возразят, ибо скажут, что те, которые всё понимают, ни при каких условиях не казнят самого Бога, не распнут саму Любовь, а на это способны только недоросли или же неразвитые, да и то временно, глупцы. Что ж, понимаю, но что от этого самой жертве? Может, оно и так, и Отец одним простит, а других покарает, но что оно для вас? Да и какая вам разница, кто вас расстреляет – расчетливый и все понимающий мерзавец или охмуренный все тем же мерзавцем дурень? Главное, что вас не будет, так что тема открыта…

Терентий Травник. Из книги «Ластик, лист и карандаш».
(0 пользователям это нравится)