Присноприсутствие души

И ты удивишься этому, но пройдет не так уж и много времени, как станет совсем незначимым для тебя многое из того, что так увлекало, терзало, вдохновляло или радовало. А потом еще немного и станет таким же незначительным, далеким все сегодняшнее. Так оно и будет. На каждое  состояние, на каждый наш случай время дает свой срок, и двигаясь дальше, лишает в конце концов сил даже наши воспоминания.
Кто-то строил будущее на своем берегу, кто-то на своем ловил настоящее, кто-то останавливался на прошлом, но рано или поздно, волна времени, всех без исключения, подхватывает и выносит в бескрайний океан бытия, предоставляя место новым, таким же, как и мы, которые в недолгом своем часе также удивлятся всей незначительности произошедшего с ними перед тем, как навсегда покинуть свой  берег.
Наверное правильно поступают те, кто старается об этом не думать, но не менее  правы и те, кто об этом размышляет. Я был и из тех, я был и из этих, пока однажды моя душа не встретила Бога и тогда время для меня остановилось. Видимо, я попал в какое-то настоящее, которое, вобрав в себя все прошлое, перемещалось в будущее, оставаясь при этом настоящим. Это не было стоянием на месте, но и не было движением вперед или назад, это было совсем ни на что не похожее состояние. Более всего его  можно описать, как «присноприсутствущее». В таком случае ты просто проживаешь и прошлое, и настоящее, и будущее единовременно, оставаясь во всем этом присноприсутствующим – непрерывно присутствущим, цельным. С этого момента я перестал себя спрашивать откуда все берется и куда оно исчезает, но просто приснопребывал. Именно тогда я понял всем сердцем, что означает «у Бога все живы». Выйдя из области разного рода аллегорий и ассоциаций собственного мышления, объяснение предстало во всем своем величие и доступности  одновременно. Первое, о чем подумалось: неужели все так просто? Да, так оно и было. Так оно и есть сегодня. Наисложнейший мир действительно прост в Божием присутствии.
Как-то по осени прогуливаясь в парке, я присел на лавочку недалеко от детской площадки. Мое внимание привлек малыш, который, сидя на корточках в песочнице старательно что-то лепил лопаткой. За спиной у него бурлила жизнь: каток укатывал асфальт, лаяла овчарка, поводком привязанная к дереву, группа старшеклассников о чем-то спорила… Но мой герой ни разу не отвлекся и не повернулся назад, хотя бы из-за простой осторожности. Розовощекий крепыш продолжал делать свое дело. Глядя на всё это, мне подумалось о  его присноприсутствии, подумалось, что каждый ребенок в своей увлеченности присноприсутствует пред Богом, и потом, вырастая, и становясь взрослым, теряет это качество, чтобы вновь его… найти. Но обретая его, мы вовсе не становимся теми детьми, коими были. Мы становимся присноприсутствующими взрослыми.
        И тут я понял нечто важное, нечто восстанавливающее все недостающие связи. Я понял, что малыш не потерял пока еще доверие к миру, Бог ему не дал его потерять. Присноприсутствие не может быть без полного доверия, именно с него начинается и наша вера, о которой  более всего вопросов. Нет вопросов о надежде, ибо мы ее не теряем никогда, как нет вопросов и о любви, которая к нам приходит даром Божиим и не зависит от нашего желания, но только от нашего достоинства к принятию её.
Присноприсутствие, а это когда едино время, восстанавливает в нас доверие к жизни. Оно не дает более жизни выстраиваться от начала к концу, но выстраивает её от начала к началу, как и воспринимают её дети. Присноприсутствие покидает ребенка, когда ему объясняют, что есть смерть, и он это, вдруг, понимает. Почему-то понимает то, чего нет. В душу входит смущение о законченности жизни, и время распадается на прошлое, настоящее и будущее.
     Тогда-то мы и начинаем искать этот выпавший, наиважнейший, фрагмент – присноприсутствия, который вернет время в себя самое, а нас обратит к Богу. А пока еще мы чувствуем прошлое за собой, настоящее в себе, а будущее впереди. Присноприсутствие обращает настоящее вверх. С ним мы начинаем смотреть вверх и чувствуем жизнь над собой. Так её чувствует ребенок – он видит её в солнцестоянии, он видит её в свете. Именно поэтому он так радуется свету, но  боиться темноты. Почему?
Чуть ранее я говорил уже, что обретая присноприсутствие, мы вовсе не становимся теми детьми, коими были, а становимся присноприсутствующими взрослыми.  В нас свершается последняя воля, и мы (сейчас это важно!) более не боимся темноты, мы, достигнув взрослости, и повернувшись опять к Богу, присноприсутствуя светим во тьме, в этом и есть разница, в этом и есть свершение. Без обращения к Богу мы не достигаем той взрослости, а теперь уже и зрелости, когда в нас не просто возвращается ребенок, но возвращается его доверие к жизни, а время наше перестает течь по кругу, но присноприсутствует в нашей душей.
 
Терентiй Травнiкъ.
Из книги « Больше всего на свете». 2017
(0 пользователям это нравится)