Просто нужно ощутить, что корабль - это и есть берег

Лично для меня артист Евгений Ткачук — один из самых талантливых в современном российском кинематографе. И с ролями ему везёт, и с фильмами, да и с режиссёрами — тоже. Каким-то образом ему удалось выйти, точнее вырваться за рамки телесериальности, исполняя роли в фильмах подобного формата: он, внося в картины подлинное актерское мастерство, делал каждую, в какой бы ни снимался, вполне достойной лентой. Безусловно, артист растёт, причём с каждой новой картиной. Начиная с «Приключений Мишки Япончика» - не совсем удачного фильма, где, собственно, я с ним впервые и познакомился, и заканчивая «Обителью» по роману Захара Прилепина. Признаюсь, что роль Япончика в исполнении Ткачука чуть ли не оттолкнула меня от него – не впечатлило: скучно, наигранно и даже переигранно. Тронул финал, и то в большей степени как сценарный ход. Правда, в финале Ткачук сумел вытянуть весь фильм, с чего, собственно, и возобновилось мое желание продолжить знакомство с ним. Далее был «Тихий дон» режиссера Сергея Урсуляка, но опять же смотреть его я начал с немалой настороженностью. И снова Ткачук вытянул ленту силой собственной подачи, переосмыслив образ Григория Мелехова настолько, что захотелось смотреть и досмотреть кино. А вот роль Витьки Чеснока откровенно провальная, и не потому, что артист плохой, а потому что негоже, как мне кажется, Евгению Ткачуку в надуманных картинах сниматься: получается, простите, лажа, иначе и не скажешь. Потом пошло-поехало: сплошная кинопатина - это когда артист, как бы он ни старался, но постоянно сливается с фоном, причем фоном неудачным из-за слабости самого фильма. Вот тогда он и начинает выделываться, дабы его заметили и оценили, а от этого всё получается только хуже. Таким образом все шло до самого «Бориса Годунова», где Ткачук вновь засверкал в роли Лжедмитрия. Сроднился с персонажем настолько, что ему все поверили, а это – успех! Почему-то вспомнилась его "пламенная" роль в «Бесах» по роману Федора Достоевского. Видимо, роль обязывала, а потому и не удалась. Иван Шатов в исполнении Ткачука напугал зрителя неожиданным затянувшимся психическим форте, плавно перешедшим в игру, пусть и талантливую, но все-таки игру, а хотелось — жизни…
И вот она… «Бомба» - в прямом и переносном смысле: фильм Игоря Копылова. Улыбнулась всё-таки фортуна, и счастливый лотерейный билет достался мастеру. Физик-математик Михаил Рубин, пришедший в науку из лагерей, в исполнении Ткачука покорил окончательно и, похоже, надолго. Гениям — как артисту, так и его герою — удалось прозвучать, не загасив своим свечением фон картины, а потому и пошло всё как по маслу: впечатление осталось, причем хорошее. А лагерная тема легла в артистические загашники Ткачука совсем не зря, но об этом позже. В свое время Сергей Богаев из архангельского «Облачного края» спел:

Ой ты, земля былинная, земля многострадальная,
Огнем не раз горевшая, моя Святая Русь.
Родился здесь и вырос я, мечтал о вольной волюшке,
Какой не по своей вине с рожденья был лишен…

Признаюсь, что ждал — ждал «Обитель» Захара Прилепина в кино. Читал роман раньше, слушал аудиоверсию Добронравова, а потому и ждал экранизацию, тем более с Евгением Ткачуком в главной роли. Первая серия разочаровала сразу: опаньки, даже Ткачук не помог. Что-то пошло не так у отцов-создателей, и фильм поплыл в сторону самодеятельности – откровенно неприкрытой телевизионщины, способной глушануть любой, даже самый высокий замысел, словно динамит — прудовую рыбу. Но я не сдался и решил-таки смотреть и думать дальше: как никак Ткачук и Безруков в теме, а они не подведут. Конечно, Захар Прилепин ушел от новой да и новейшей истории, видимо, увлёкшись лирикой основного замысла, а потому, порыскав в поисках правды, я не стал вникать в эту самую предправдивость и отслеживать соответствие фильма эталонам спирали диалектического материализма, а просто начал следить за тем, что называется психологией типичного бытия.
Вот с этого как раз всё и удалось: Безруков великолепен, Добронравов, Евланов, Шамшин — тоже не отстали. Оператор на уровне, звук не из ведра и мизансцены не павильонные: с натурой справились! К сожалению, фильм просел в женских ролях (не буду уточнять), но харизмогенный Евгений Ткачук спас ситуацию и здесь. Безусловно – роль эта звёздная, и сыграна им на пределе: откровенно и с колоссальной самоотдачей. Так играют те, кто пустился в творческое плавание, забыв про берега. «Просто нужно ощутить, что корабль — это и есть берег», - говорит сам артист.
Порой забывалось, что смотришь фильм, ибо с экрана и вытекала та самая жизнь, которую ждёшь и которой одновременно боишься. Соловецкая история - она страшная. Смотрел, а думалось о Родине, о стране, которую любишь, и о тех - почти 20 млн. расстрелянных и замученных сородичах во времена «славной» советской власти. А ведь я верил, будучи ребенком, верил в красный галстук и в пионерию, верил! В то время, как молодые мужики, простите, «мочили» друг друга, пользуясь служебным положением. Даже не знаю, как на это реагировать! Лихие девяностые... Ни это ли сжатый в десятилетие образ «легендарного» советского прошлого? Впрочем, хватит! Была еще и война, и Победа, и много чего достойного было, так что история вырванного из контекста не терпит – навырывались!
Вне всякого сомнения, Евгений Валерьевич Ткачук – мастер! И фильм «Обитель», где он в главной роли - хороший и нужный фильм. Лента останется в наследии современного кинематографа, несмотря на то, что раз-другой у энкавэдешника в момент ругани вырывалось-таки современное «блин!»
Ну не говорили "блин" в то время, неужели это не понятно граждане-товарищи?

Терентий Травник. Из книги "Записки обыкновенного человека".
Книга вторая.
(0 пользователям это нравится)