Пыль на зеркале

Если говорить о писателе, говорить о человеке пишущем, то самое, пожалуй, главное, что его отличает от других деятелей искусства, скажем, таких, как художники или музыканты, так это его образованность и эрудиция. Писатель не только не может быть необразованным человеком, а просто обязан быть человеком многообразованным и многознающим, иными словами, человеком сведущим. Иначе всё, о чем он будет говорить, а точнее, писать, окажется малоубедительным, а то и недостоверным. И если спортсмен постоянно тренируется, то писатель постоянно образовывается.
А еще не стоит путать писательство с простым высказыванием своей точки зрения или собственных взглядов. Они есть у любого. Писатель должен строить свои взгляды на основ изученного им, проанализированного и много раз обдуманного, иначе всё то, о чём он пишет, может оказаться лишь крикливыми выступлениями с высоты собственного росточка, и не более того, применимыми разве что для разговоров с соседями на кухне.
Вы спрашиваете меня о графомании. Так вот, графомания — это не многословие и даже не излишняя тяга к писательству, а изложение на бумаге того, в чем ты не разбираешься, чего не понимаешь, да еще и с уверенностью заправского мастера. Графомания всегда легко определяется именно благодаря своему нарочитому популизму, показному геройству и какой-то навязчивой тяге к справедливости. В лексике графомана преобладают личные местоимения, а построение мыслей таково, что на первое место выводятся его якобы безупречная мораль и особые нравственные качества. Нередко графоман противопоставляет себя окружающему миру, причем далеко не в пользу последнего.
Пытался найти аналоги графомании в музыке или в живописи. Так вот, в живописи это те якобы художники, которые занимаются срисовыванием с фотографий, при этом даже не своих, а чужих, выдавая созданное ими чуть ли не за собственное искусство. Что касается музыки, то здесь найти нечто подобное графомании оказалось труднее. Искал, но так и не нашел, разве что если вспомнить про караоке, когда исполнитель под фонограмму голосит одну за другой чужие песни, делая это из ряда вон плохо, а в караоке чаще всего так и бывает, но при этом чувствует собственную исключительность.
Так что же возвращает творящего на правильный путь развития, делая его произведения достойными и памяти, и уважения, причем как в литературе, так и в музыке или живописи. Ответ очевиден: хорошее образование, воспитание, такт и внутренняя культура, умение работать над формой и содержанием, а главное, это волевое сдерживание эгоистических всплесков собственной личности. Проще говоря — это скромность, что довольно-таки редко встречается в кругах людей с явно демонстративными наклонностями.

Терентий Травник. Из книги «Листва по дереву».
(0 пользователям это нравится)