Радио Терентия Травника: слово чести

Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте романы о путешествиях, мемуары и литературу о искусстве, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты. Да, будьте и филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры, завершая её и выражая.
К сегодняшней программе я готовился с особым трепетом, потому как речь в ней пойдет о человеке, имя которого и дела лично для меня стали абсолютным авторитетом как в вопросах понимания любви к Родине, так и во всех аспектах культуры, имеющих отношение к подлинному гуманизму и нравственности.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв — крупнейший ученый и защитник русской культуры. Мастер совести, проживший очень длинную жизнь, в которой были не только лишения и гонения, но и грандиозные свершения на научной ниве, которые принесли ему признание не только на Родине, но и по всему миру. Помню, когда Дмитрия Сергеевича не стало, то все в один голос заговорили: этот человек был совестью нации. И в этом высоком определении нет ни малейшей натяжки. Действительно, Лихачёв являл собой пример самоотверженного и неотступного служения Родине.
"Основной принцип интеллигентности, —- говорил он, — это интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли".
Родился Лихачёв 28 ноября 1906 года в Санкт-Петербурге, в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачёва. Жили Лихачёвы скромно, но находили возможности не отказываться от своего увлечения — регулярных посещений Мариинского театра, особенно балетных спектаклей. Летом снимали дачу в Куоккале, где Дмитрий приобщился к среде артистической молодежи. В 1914 году мальчик поступил в гимназию, а впоследствии сменил несколько школ, так как система образования менялась в связи с событиями революции и гражданской войны. В 1923 году Дмитрий поступил на этнолого-лингвистическое отделение факультета общественных наук Петроградского университета. В какой-то момент вошел в студенческий кружок под шуточным названием «Космическая академия наук». Участники этого кружка регулярно собирались, читали и обсуждали доклады друг друга. В феврале 1928-го Дмитрий Лихачёв был арестован за участие в кружке и осужден на 5 лет «за контрреволюционную деятельность». Следствие длилось шесть месяцев, после чего Лихачёв был отправлен в Соловецкий лагерь, а было ему тогда 22 года.
Опыт жизни в лагере Лихачёв назвал потом своим вторым и главным университетом. Он сменил на Соловках несколько видов деятельности. Например, работал сотрудником криминологического кабинета и организовывал трудовую колонию для подростков. «Из всей этой передряги я вышел с новым знанием жизни и с новым душевным состоянием, — рассказывал Дмитрий Сергеевич. — То добро, которое мне удалось сделать сотням подростков, сохранив им жизнь, да и многим другим людям, добро, полученное от самих солагерников, опыт всего виденного создали какое-то очень глубоко залегшее во мне спокойствие и душевное здоровье».

Лихачёв был освобожден досрочно, в 1932 году, причем «с красной полосой» — то есть с удостоверением о том, что он — ударник строительства Беломорско-Балтийского канала, и это удостоверение давало ему право проживать где угодно. Он вернулся в Ленинград, работал корректором в издательстве Академии наук (получить более серьезную работу мешало наличие судимости). В 1938-м стараниями руководителей Академии наук СССР с Лихачёва была снята судимость. Тогда Дмитрий Сергеевич поступил на работу в Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). В июне 1941-го защитил кандидатскую диссертацию по теме «Новгородские летописные своды XII века». Докторскую диссертацию ученый защитил после войны, в 1947-м.
Войну Лихачёвы (к тому времени Дмитрий Сергеевич был женат и у него было две дочери) пережили частично в блокадном Ленинграде. После страшной зимы 1941–1942 годов их эвакуировали в Казань. Надо сказать, несмотря на молодость, пребывание в лагере сильно подорвало здоровье Дмитрия Сергеевича, и он не подлежал призыву на фронт.
Главной темой Лихачёва-ученого стала древнерусская литература. В 1950-м году под его научным руководством были подготовлены к изданию "Повесть временных лет" и «Слово о полку Игореве» в серии "Литературные памятники". Вокруг ученого собрался коллектив талантливых исследователей древнерусской литературы. С 1954-го года до конца жизни Дмитрий Сергеевич возглавлял сектор древнерусской литературы Пушкинского Дома. В 1953-м Лихачёв был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. На тот момент он уже пользовался непререкаемым авторитетом среди ученых-славистов всего мира.
50-е, 60-е, 70-е годы — невероятно насыщенное для ученого время, когда вышли важнейшие его книги: «Человек в литературе Древней Руси», «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого», «Текстология», «Поэтика древнерусской литературы», «Эпохи и стили», «Великое наследие» и другие. Именно Лихачёв во многом открыл широкому кругу читателей древнерусскую литературу, сделал все, чтобы она «ожила», стала интересной не только специалистам-филологам.
Во второй половине восьмидесятых и в девяностые годы авторитет Дмитрия Сергеевича был невероятно велик не только в академических кругах — его почитали люди самых разных профессий и политических взглядов. Он был пропагандистом охраны памятников — как материальных, так и нематериальных. С 1986 по 1993 год академик Лихачёв был председателем Российского фонда культуры, также избирался народным депутатом Верховного Совета.
Дмитрий Сергеевич прожил 92 года, и в течение его земного пути в России несколько раз сменились политические режимы. Он родился в Санкт-Петербурге и умер в нем же, но жил и в Петрограде, и в Ленинграде… Выдающийся ученый через все испытания пронес веру (причем родители его были из старообрядческих семей) и выдержку, всегда оставался верен своей миссии — хранить память, историю, культуру. Дмитрий Сергеевич пострадал от советской власти, но не стал диссидентом, умея находить разумный компромисс в отношениях с вышестоящими, чтобы иметь возможность делать свое дело. Совесть его не была замарана ни одним неблаговидным поступком. Как-то он написал о своем опыте отбывания срока на Соловках: «Я понял следующее: каждый день — подарок Бога. Мне нужно жить насущным днем, быть довольным тем, что я живу еще лишний день. И быть благодарным за каждый день. Поэтому не надо бояться ничего на свете».
В жизни Дмитрия Сергеевича было много-много дней, каждый из которых он наполнял трудом по приумножению культурного богатства России.
Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьёзно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого — несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях.
Дмитрий Сергеевич был и останется навсегда мастером таких понятий, как честь и совесть, а потому в завершение программы я приведу одну из самых любимых его мыслей в отношении нравственного воспитания человека. "Совесть, - говорил он, - не только ангел-хранитель человеческой чести — это рулевой его свободы. Она заботится о том, чтобы свобода не превращалась в произвол, но указывала человеку его настоящую дорогу в запутанных обстоятельствах жизни, особенно современной".
Лихачёв оставил после себя множество прекрасных мыслей. Это был философ русской жизни, её интеллигентности, а потому советую всем с ним познакомиться. Невозможно быть русским, не послушав хотя бы раз произведений Георгия Ивановича Свиридова, и невозможно жить в России, не зная ни одной мысли, оставленной нам в наследие Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым. Сам академик говорил о Свиридове как о русском гении, который по-настоящему еще не оценен. "Его творчество, —сказал он,— будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры". Оба мастера прожили век русской жизни и покинули нас почти один за другим: Свиридов — в 1998 году, а Лихачев — в 1999-м. В третье тысячелетие Россия вошла без своих рулевых как в музыке, так и в литературе. Через десять лет скончался Патриарх Всея Руси Алексий II, и в страну пришли смутные времена. И всё-таки жизнь продолжается, и лично я уверен, что очень скоро над миром взойдет поэзия медного века, и начнётся это именно в России.

Терентий Травник. Из книги "Вверх по течению".
(0 пользователям это нравится)