У каждого явления есть свой уникальный источник, свой, можно сказать, автор. И важен смысл того, чтобы мастер не затмевал самого явления, не перекрывал собою созданного им. Именно тогда явление становится тем, чем и должно быть. Творчество только тогда обретает подлинную красоту, когда мастер остается в тени. Это не значит, что он не должен быть известен, но эта известность не должна отвлекать собою от того, что им создано. И чем больше и величественнее произведение, тем меньше и незаметнее должен быть тот, кто его создал. В этом отношении для меня показателен пример Творца, создавшего и создающего по сей день наш с вами мир. А неограниченность всего, что создано Богом, делает самого Бога бесконечно малым, приближая его к почти несуществующей величине. Именно в таком виде Бог может постигать всё наше, что Им и создается. Весьма показателен пример трансформации нашего с вами эго в ничто, когда мы начинаем постигать красоту этого мира и самих себя, но делать это в согласии с волей Господа. Чем больше в нас Бога, тем меньше в нас своего. В конечном счете эго почти совсем исчезает, сохраняясь лишь как суть того, что им в данный момент и переживается. Парадокс в том, что всякий, кто стремится к расширению, должен быть сжат, и по-другому невозможно. Если вы хотите овладеть миром, то вы должны от него отказаться. И тогда сам мир займет в вас должное ему место и положение. Не имеющий ничего имеет всё, в отличие от того, кто имеет ровно столько, сколько может себе позволить.
Наличие художника мешает восприятию его картин, а присутствующий поэт отвлекает от своих стихов тем, что он просто есть. Нередко эго вступает в противоречие с реальностью, выкашивая собственным присутствием всё, что было создано автором.
Для меня всегда была крайне непростым делом встреча с моими читателями именно по той причине, чтобы не увести, а точнее, не перевести собою на второй план то, что мною и создано. И если художник решает эту задачу своим же отсутствием на собственных выставках, композитор не присутствует там, где исполняются его произведения, то поэту гораздо сложнее исключить свою личность из ситуации. Лично я решаю эту непростую задачу тем, что стараюсь как можно реже использовать прочтение своих стихов на встречах, а диалоги вести исключительно в контексте встречи, делая свое присутствие на ней минимальным.
Терентий Травник. Из книги "Любовь к своему делу ".