Семь раз отмерь, прежде чем сказать

Бывает покушение на нашу жизнь, а бывает покушение на нашу веру. Покушение на веру я и называю предательством. Попранная вера болеет долго и болеет мучительно, и единственным лекарством к этому может быть только настоящая любовь с обеих сторон. Из трех ипостасей мудрости, вера, единственная, которая в большей степени зависит от нас, точнее от нашей страстности. Если надежда не посрамит, а любовь пребывает и ныне, и присно, и во веки веков, то вера, как раз то состояние место в нашей душе, которое постоянно терзается копьями и стрелами греховной природы каждого. Все страсти и ошибки испытуются именно в ней. Естественно, не обходит её и предательство.  
Предательство во многом понимаемо и у него почти всегда есть своя оправдательная база, почти всегда есть веские обоснования, и при этом картину произошедшего это нисколько не меняет, боль в душе так и остается.
 
Возможность принятия предавшего вас назад к себе, в свой мир, есть вопрос восстановления доверия. Это обоюдосложный процесс, во многом зависящий не только от степени чистосердечного раскаяния предавшего, но и от вашего духовного навыка услышать это самое раскаяние. Это работа с обеих сторон. Работа невыносимо трудная. Если когда-нибудь вы встретите человека, которому хоть раз удалось по-настоящему понять, простить и принять предавшего его, то можно только догадываться, как прекрасна его душа. Душа эта, разве, что сравнима с душой отца, принимающего в объятия своего возвратившегося блудного сына. Но скажу вам, такое в мире есть и слава Богу.
Тем не менее предательство существует, можно сказать, почти с момента сотворения мира,  живет и калечит души с обеих сторон, с самого первого момента человеческого падения, являясь очень серьезной темой. Предательством сдвигались миры, рушились престолы, переписывались страницы истории. К предательству приписывают многое, начиная от невыполненных обещаний и до вездесущих семейных измен. Некоторые, особо эмоциональные люди, считают за предательство даже минутное невнимание к себе.
Где же та грань, отделяющая предательство от обычной рассеянности, и разве сопоставим поступок Иуды, предавшего Христа с обычной невнимательностью, скажем, к смене наряда вашей возлюбленной.
Уходя все глубже и глубже в рассуждения, не отступая при этом от темы веры, начинаешь понимать, что предательством по отношению к вам является всякое нарушение границ выставленной вами вокруг себя свободы собственной личности. Поскольку эти границы дело сугубо индивидуальное, то и в ваши предатели может попасть абсолютно каждый.
Помимо личности, такие границы свобод выстраивают любые группы единомышленников, соратников, соплеменников, выстраивает общество, народ, страна. Вторгаясь в эти территории своим неприятием, нарушитель рано или поздно обретает позор, и становится изменником. Его презирают, ненавидят, изгоняют. Все так, ибо нарушен кодекс чести, доверие утеряно, вера попрана.
Все эти ответные меры вполне понимаемы. Это естественный способ для общества да и для личности публично обезопасить свои свободы, изгнав  ослушника.
К сожалению в эту нишу влезает зло иного порядка - зло умное, расчетливое и реальное, частью которого является клевета.
Оклеветанный человек выдвигается на суд толпы, как субъект, предавший всех, предавший всё общество. Само общество, как таковое не имеющее той любви в себе, о которой говорилось ранее, принимает все доводы на веру. В свое время под клеймом предателей шли на заклания все, кто подвергся клевете и лжедоносам,  и сдержать эту волну беззакония было невозможно. Таким образом человек через клеймение предательства, подводя невинных под монастырь, решал свои корыстные интересы. До сих пор в мире гуляет отвратительный дух анонимов, оказывая существенное влияние на мнение каждого из нас. Отсутствие подписи и адреса под кляузой, пасквилем ни в коей мере не умоляет их силы.
Почему же мы клюем на это? Что такое выискивает наша душа в желтых, тлетворных статьях, книгах, радио и тв-передачах?
Справедливости? Но, позвольте, о какой справедливости может идти речь там, где факты преподносятся аксиоматично. А может просто душа греется на волнах чужих бед, сочувственно при этом вдыхая? Вполне… И все же что-то иное ищет она, что-то не касающееся всей этой бытовой мерзости.
Мне кажется, что душа ищет покоя. Неосознанно вглядываюсь в кутерьму мнений и взглядов, истеричных выпадов и осуждений, она ищет покоя и здравого смысла, а с этим подлинной любви. Она ищет ответ на вечный вопрос, как уберечь себя от предательства, как самой не впасть в этот искус.
Иисус Христос говорил: «Не судите, да не судимы будите». Как эти слова согласуются с предателями, с их поступком? Ответить на это очень непросто, и ответить на это, уверен, может только любящее сердце, сердце исполненное любовью Божией.
Величайшая из книг, Евангелие, говорит именно об этом. Есть в ней и немоществующим от сомнений подсказка. Христос говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Спаситель трижды дает возможность любому вероотступнику, веропоругателю, в том числе и предателю,  вернуться, восстановить свою, казалось на всегда потерянную, честь. И в этом вся правда любви.
Нет, я не защищаю предателей и не говорят во мне ни публицист, ни альтруист, ни скрытый адвокат, но говорит сердце, испытуемое любовью Божией. Как важно его слышать и слушать, и если нет сил не судить, то прежде всякого суждения,  все же постараться понять оступившегося, дать-таки блудному сыну что-то сказать вам наедине.
Да и кто из нас знает хоть что-нибудь о тех обстоятельствах, хранимых судьбою для  каждого, когда вдруг мы, еще вчера так рьяно клеймящие предателя, случайно или преднамеренно и сами попадем на судилище рока.
 
 
Терентiй Травнiкъ. Из книги «Больше всего на свете». 2017
(0 пользователям это нравится)