Сесть! Суд пришёл

Вы можете сколь угодно долго ждать, пока у человека взыграет совесть, но за это время от вас может ничего не остаться, так что учитесь достойно выстраивать границы перед любым хамством, хотя это далеко не так просто.
Для меня всегда был да и остаётся по сей день открытым вопрос о степени противления злу. С одной стороны бездействие распаляет хамство и жестокость, с другой — оно способно пробуждать в человеке совесть, а значит, переводить его на совершенно иной, более высокий уровень развития. На известные слова Александра Невского, что тот, «кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!», являющимиеся аллюзией на цитату из Евангелия от Матфея (Мф. 26:52) «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут», есть слова Иисуса Христа, произнесенные Им в Нагорной проповеди. Полностью это звучит так: «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5:38-41).

Очевидно, что заповедь Христа не противиться злому предполагает борьбу с причиной болезни, потому как не противиться злому можно только одним способом; противопоставив ему добро, наполнив им своё сердце. Апостол Павел именно так и разъясняет слова своего Учителя: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). Третьего, по всей видимости, не дано, потому что равнодушием победить зло точно невозможно. Более того, зло поразительным образом соединяется с любым равнодушием, расширяя свои границы. Всякое равнодушие базируется на безответственности, на пассивной жизненной позиции, зачастую мотивированной трусостью или ленью, входящих в общее состояние неразвитости. Сегодня существует много теорий и положений об относительности не только добра, но и зла, что, по моему разумению, связано с общей деградацией человеческого общества на почве достатка. Несмотря на сложность распознания, всякая казуистическая неточность более потворствует злу, а не добру. А потому, если человек не слышит голоса собственной совести и не знает как поступать по отношению к своему обидчику или к схожей с этим ситуации, касающейся его, то должен поступать по нравственному закону и не задаваться лишними вопросами. И тем не менее, именно с отличия истинного добра от ложного, именуемого злом, начинается духовное развитие не только христианина, но и любого человека.

Терентий Травник. Из книги "Путеводитель".
(0 пользователям это нравится)