Сфокусированный текст

Почему Россия, проповедуя в свое время идею коммунизма, отвергла Бога? Об этом я начал задумываться еще в студенческие годы, но так и не сумел понять, чем мог помешать Господь строителям коммунизма? Проштудировав "Устав КПСС", причем не раз и не два, я так и не смог найти конкретные причины того, почему вера была изгнана и осмеяна, и отложил данную тему до лучших времен , надеясь на обретение новых знаний и жизненного опыта, которые когда-нибудь позволят мне мне шире и глубже осознать ситуацию...
Вернулся я к моим поискам после того, как крестился: к этому времени уже можно было найти православную литературу и не возбранялось читать ее и даже изучать. Вникая в суть, я не находил особых противоречий между этими двумя доктринами - коммунистической и православной, а когда пытался их соединить, то во многом это удавалось. В те годы меня вдохновляли слова Фиделя Кастро, который утверждал, что между христианством и коммунизмом в десять тысяч раз больше общего, чем между христианством и капитализмом. Не знаю, что было тогда движущей силой во мне: либо моя любовь к исследованиям, либо тяга к свободе и вольности, раскрученная силами молодости, но мировоззрение, основанное на вновь приобретенных знаниях, складывалось без особых трудностей. И, тем не менее, какое-то смутное чувство подсказывало мне, что свобода веры по какой-то неведомой для меня причине несовместима с коммунистическим учением, которое я все больше и больше осознавал как утопию. И тогда я опустился на ступень ниже, и полем моих исследований стал социализм, определяемый как начальная стадия коммунизма.
И пришел к выводу, в котором не сомневаюсь и сегодня: наивысшей формой человеческого общежития является именно социалистическое государство – формация, которая, безусловно, главенствует над капиталистической, поскольку несет в себе вторую по значимости заповедь Божию о любви к ближнему. А что же тогда подразумевает коммунизм? Какой идее служат люди, которые верят в него? Впрочем, идея известна: каждому — по потребностям и от каждого — по способностям. Звучит, безусловно, красиво и захватывающе, а что дальше? И что скрывается за горизонтом, озвученным этим девизом? Неужели всё так просто, и нас действительно там, за горизонтом, ждут счастье, равенство, братство и даже любовь? И могло ли существовать общество строителей коммунизма с верой в Бога в душе? А если всё-таки могло, то что мешало этому? И почему сегодня весь мир смотрит на коммунистов враждебно?
Прежде чем вдаваться в рассуждения, советую вам обратиться к теории, созданной борцами за светлой будущее, дабы самостоятельно убедиться в том, что в ней гораздо больше верного, нежели в установках развитого капитализма. Самое, на мой взгляд, важное в идее коммунизма - это то, что она формировала в человеке некую мечту о светлом будущем, позволяющую ему развиваться. Но и вера тоже ведет человека к совершенству, в отличие от доктрины капиталистического общества, которое всячески ограничивает его, делает из него единицу в деле увеличения капитала и внешнего благосостояния тех, кто захватил теплое местечко. Спор о журавле в небе или синице в руках расходится у адептов коммунистических воззрений и у капиталистов в основных принципах, а потому и вечен.
И все-таки, почему коммунисты отвергли веру? Почему даже не попытались сохранить живую нить, связующую человека с Любовью и Надеждой? Единственное предположение таково: причиной была борьба за власть. Только это хотя бы как-то объясняет невиданный вандализм и произвол строителей новой жизни, в которой, по их убеждениям, всем будет хорошо. Коммунисты отвергли не веру, а духовенство, в руках которого и была та самая власть. Но вместе с носителями религиозной власти они уничтожали и веру, а чтобы народу, во многом темному в те годы, было понятны их действия, строители "нового мира" использовали обличительную форму по отношению к религии, примитивно развенчивая устои верующих. В моей домашней библиотеке до сих пор хранятся настольные книги атеиста, изданные в разные годы, которые, как ни странно, послужили мне в свое время первоисточниками духовных знаний. Именно с них я и начал познавать Бога.
Удивительно и вместе с тем нелепо то, что замысел прозвучал и утопическая идея сделала свое дело. К шестидесятым годам прошлого века Советский Союз превратился в антирелигиозное, но вместе с тем достаточно просвещенное общество, всецело ориентированное на светлое будущее. И в этом обществе, несмотря на издержки идеологии, декларировались и соблюдались нравственные принципы. Но пришло время, и образ прекрасного будущего стал разрушаться буквально на глазах, исчезая под напором новых веяний. Ни уровень развития экономики, ни нравственная составляющая общества более не могли убедить советских граждан в том, что говорил им "Устав КПСС". Народу требовались доказательства, а их не было. Природа человеческая такова, что проблемы духовного роста каждого из нас не могут решаться директивами института марксизма и ленинизма, потому как душа просит не только света жизни, но и святости.
Вероятно, было бы правильным попытаться все-таки вернуть в сложившуюся социалистическую реальность семидесятых религиозную свободу. Но ведь для этого надо было нажать на тормоза идеологической машины страны с её талантливо сформированной литературой, с не менее значимой кинематографией, с государственными праздниками и символикой. Естественно, на это никто не мог пойти, а потому всё шло ко временам новой оттепели, к некой перестройке, которая, собственно, и открыла врата к вере советским людям. А здесь - внимательнее! Вместе с верой в общество влилась мутная вода чистогана, наживы, по сути - капитализма. Через какое-то время в стране образовался непонятный конгломерат из духовности и плотского постсоветского вещества, что в своем соединении не позволило проявиться в должной мере подлинной человеческой нравственности.
Время сегодня смутное, и несмотря на некую дозволенность, человек всё-таки попал в ловушку соблазнов плотского бытия. Возможно, всё могло бы сложиться и правильней, и лучше, если бы в Советском Союзе была бы разрешена — без изменения социалистической основы — духовная свобода на всей его территории и главным образом — свобода религиозная. Но, увы, этого не случилось: видимо, не было достаточного количества носителей этой идеи, а потому и произошло постсоветское смешение, разрушившее прежнюю идентификацию граждан России и не создавшее ничего стоящего взамен. Впрочем, не все потеряно, и каким бы фантастичным это не казалось, но у нынешней компартии есть возможности для слияния с христианским учением. И это надо делать, несмотря на стойкое общественное презрение к этому вопросу. Не думаю, что это просто, но, как ни говорите, а здравый смысл здесь присутствует. И, возможно, это послужит формированию социал-христианских начал и в обществе, и в самом человеке…

Терентий Травник. Из книги "Вечерняя звезда".
(0 пользователям это нравится)