Школьные этюды

Трудно понять, каким должен быть конечный результат двух беседующих, а тем более спорящих людей, и где, на каком слове, мысли, интонации заканчивается просвещение и начинается экспансия каждого из них. Образованный человек нередко вызывает напряжение, и именно в тот момент, когда пытается объяснить что-либо, не уяснив для себя степень ранимости собеседника, а излишняя жестикуляция или же поза стоя лишь усугубляют эффект.
Как-то раз мне довелось проводить семинар у начинающих учителей. Каждому была предоставлена возможность произнести небольшую, в пять минут, речь. День был жаркий, окно открыто, и чтобы повысить комфортность, выступать было можно как стоя, так и сидя. В скором времени я заметил, что убедительнее выглядела речь стоящих, нежели сидящих, пусть и весьма вольно, на стуле. Видимо, сказывался эффект доминирования. Тем не менее, я предложил такой вариант: материал, который необходимо рассмотреть в обсуждениях, лучше преподавать сидя. Если необходимо донести суть чего -либо, то, конечно же, стоя…
Сидя за столом, но стоя у доски… Стоять за столом не следует: создается впечатление торопливости, что отражается на усвоении сказанного не в лучшую сторону. Раньше считалось, что на последних партах обычно садятся неуспевающие, но вскоре для меня стало очевидным, что помимо них так рассаживаются и лидеры. Им важно видеть всю картину происходящего и вести диалог через всю аудиторию. Середину наполняют безынициативные, а за первыми партами устраиваются хорошисты. У лидеров есть потребность идти вразрез с мнением учителя, а для этого необходимо пространство и своя аудитория, которой, собственно, и являются все сидящие перед ними. Очень интересен эффект, когда ты позволяешь ученику не выходить к доске, а беседовать с тобой не сходя с места, сидя за партой. Возникающая временная равность, подкрепленная для него сидящими рядом слушателями, позволяет ему судить и рассуждать более основательно. Как правило, у окна садятся романтики. Им важно,слушая или беседуя, поглядывать в окно. В центральных рядах собираются сангвиники, а дальше всех от окна - флегматики и меланхолики, настроенные более слушать, нежели делиться своим мнением. Стоит обращать внимание на то, как ученики покидают класс. Кто первый уходит, кто задерживается. Как правило, из задерживающихся можно собрать группу помощников…

Терентiй Травнiкъ. Из писем и дневников. Книга вторая.
(0 пользователям это нравится)