Совесть - компас жизни

Осуждение от гордыни идет, от внутренней неполноты, неустроенности, от слабости и болезни душевной, от временной невозможности действовать и от нетерпеливости, от скрытой злобы, от зависти разрушающей, от нежелания смотреть в себя, от желания выделяться, от ненависти к другому, от недомыслия и малодушия, от несостоятельности и бездействия в своих делах, от мелочности и…от желания войти в огонь, но не сгореть.
Почему же так часто желание справедливости порождает случайные и невинные жертвы?
Потому что человек неопытен в справедливости. Потому что справедливости надо учиться.
Справедливость есть весы, на одной чаше которых сам желающий правды, а на другой все остальное.
     Закон справедливости это и есть уравновешенные чаши весов. Неопытный же человек почти всегда стремится перевесить свою чашу-сторону, переусердствовать, а это уже начало беды. Почти никто не может вовремя остановится в усердии выставить свою правду более значимой, нежели другого.
     Любое добро в излишестве часто порождает зло, так как человек его совершающий, рано или поздно начинает требовать от другого компенсации за свое содеянное с избытком, на что тот просто не в силах этого сделать. Это - первый импульс к агрессии, и это первый шаг к войне. И это опять же от незнания законов справедливости идет, от неправильного их прочтения.
Очень часто борьба за справедливость приводит к войне жестокой, беспощадной и абсурдной, войне - без победителей.
"Я желаю восстановить справедливость." Нередко нам приходится это слышать. "Какую справедливость?" - хочется спросить. Конечно прозвучит ответ: "Справедливость - она и есть справедливость".   - Да, верно, это может и так, но только человек хочет установить только свою справедливость, им и выращенную в своем жизненном опыте.
   Два крестьянина работали в поле и собрали десять мешков зерна. Один взял все десять мешков себе. Другой приходит к нему и говорит: "Я хочу справедливости, отдай мне ровно половину из этих мешков". И тот отдает ему пять. Казалось, все верно и справедливо, но проходит время и тот, который отдавал, приходит вновь и говорит: "Отдай мне один мешок, ведь у меня дети и жена, а ты – один, зачем тебе столько". Казалось бы, что справедливо было бы отдать, но тот ему отвечает: "Но они не работали в поле, почему я должен отдавать свое?   Мы делим зерно только между собой и
справедливо ли это – учитывать еще и их интересы?"
Сами понимаете, что диалог можно продолжать очень долго. Что же делать?
   Вот с этого и начинается смещение весов справедливости в сторону самосуда и самоудобства. Другими словами, если первый все-таки отдаст мешок, то это будет человечно, но уже несправедливо. Так как же быть? В этом и заключается конфликтность данной ситуации. Ответ один, если человек не знает как поступать, то он должен обращаться к закону.
   Все было бы просто, если бы земные законы не были бы теми макромоделями этой малой ситуации. Поэтому то они и не могут разрешать подобные споры.
   Но, существует другой закон и этот - закон Совести. О нем вспоминают нередко в самую последнюю очередь, когда уже бывает поздно. Но поздно ли?
   Закон Совести и есть закон Милосердия. Милосердие - есть присутствие в сердце каждого из нас опыта Божественного суда. Милосердие – высшая школа справедливости. Жить по совести, это и есть – жить!
 

Терентiй Травнiкъ
«Cirqulleum».
Москва. Изд-во «Карпов Е.В.», 1994 г.
(0 пользователям это нравится)