Справедливость и милосердие

Осуждение от гордости идет, от внутренней неполноты, неустроенности, от слабости и болезни душевной, от временной невозможности действовать и от нетерпеливости, от скрытой злобы, от зависти разрушающей, от нежелания смотреть в себя, от желания выделяться, от ненависти к другому, от недомыслия и малодушия, от несостоятельности и бездействия в своих делах, от мелочности и…от желания войти в огонь, но не сгореть. Почему так часто желание справедливости порождает случайные и невинные жертвы? Потому что человек неопытен в справедливости. Справедливость есть весы, на одной чаше которых сам желающий правды, а на другой все остальное. Закон справедливости есть уравновешенные чаши весов, человек же почти всегда стремится перевесить свою сторону, переусердствовать, а это уже начало беды. Почти никто не может вовремя остановится в усердии выставить свою правду более значимой. Любое добро в излишестве часто порождает зло, так как человек начинает требовать от другого компенсации за содеянное с избытком, на что тот часто просто не в силах это сделать. Это - первый импульс к агрессии, и это первый шаг к войне. Очень часто борьба за справедливость приводит к войне жестокой, беспощадной и абсурдной, войне - без победителей. "Я желаю восстановить справедливость." Очень часто нам приходится слышать. "Какую справедливость?" - хочется спросить. Конечно прозвучит ответ: "Справедливость - она и есть справедливость". - Да, верно, это может и так, но только человек хочет установить только свою справедливость, им и выращенную в своем жизненном опыте. Два крестьянина работали в поле и собрали десять мешков зерна. Один взял все десять мешков себе. Другой приходит к нему и говорит: "Я хочу справедливости, отдай мне ровно половину из этих мешков". И тот отдает ему пять. Казалось, все верно и справедливо, но проходит время и тот, который отдавал, приходит вновь и говорит: "Отдай мне один мешок, ведь у меня дети и жена, а ты – один, зачем тебе столько". Казалось бы, что справедливо было бы отдать, но тот ему отвечает: "Но они не работали в поле, почему я должен отдавать свое? Мы делим зерно только между собой и справедливо ли это – учитывать еще и их интересы?" Сами понимаете, что диалог можно продолжать очень долго. Вот здесь и начинается смещение весов справедливости в сторону самосуда и самоудобства. Другими словами, если первый все-таки отдаст мешок, то это будет человечно, но уже несправедливо. Так как же быть? В этом и заключается конфликтность этой ситуации. Ответ один, если человек не знает как поступать, то он должен обращаться к закону. Все было бы просто, если бы земные законы не были бы теми макромоделями этой малой ситуации. Поэтому то они и не могут разрешать подобные споры. Существует другой закон – закон Совести, но о нем вспоминают в самую последнюю очередь, когда уже бывает поздно. Закон Совести и есть закон Милосердия. Милосердие - есть форма Божественного суда.
 
С благодарением... Терентiй Травнiкъ. 1993 г.
 
(1 пользователю это нравится)