Стихам все возрасты покорны

Зарифмованная необразованность — это как селёдка в сгущёнке: не пробуйте – не вкусно. 
Что бы вы сказали, попадись вам сочинение, написанное неряшливым, неразборчивым почерком, с ошибками да ещё и с нераскрытой темой? В лучшем случае промолчали бы. В искусстве стихосложения тоже есть свой почерк – это ясность и чистота изложения мысли; есть своя грамотность – это чувствование ритма и мелодии создаваемого и, конечно же, своё содержание, основанное на глубине личного опыта поэта. Обычно стихи эволюционируют вместе со своим создателем. Ранние – наивны, демонстративны, претенциозны, в какой-то степени и дерзки. Юный автор стремится прежде всего выделить себя для читателя, найти свою манеру, удивить. Не имея достаточного жизненного опыта, он шлифует и отшлифовывает технику написания. Такая поэзия со своим синкопированием строк и лингвистическими мелизмами сродни авангардному джазу. Поэзия среднего возраста спокойна и технически выверена. Как правило, автор использует в сюжетной линии социальный опыт. В основном мелодика такой поэзии опирается на эстрадное, иногда эстрадно-симфоническое звучание. 
Сложнее всего обстоят дела с поэзией старшего возраста, когда помимо отточенной формы во главу угла ставится содержание, причем с акцентуацией на духовное миропонимание. В разговорах об искусстве могут употребляться два слова, отражающих одно и то же действие, но по-разному. К примеру, музыкант может сыграть, а может и исполнить; художник может нарисовать, а может исполнить… Так вот поэт, зрелый поэт, не пишет, а исполняет свои стихи, и в этом их главное отличие. Исполнить - означает выдать читателю, слушателю, зрителю из всей полноты своего сердца. Это много больше, чем просто написать или сыграть. Так что зрелая поэзия не пишется, не сочиняется, а исполняется. Зрелая поэзия исполняет рукой автора волю Божию, и это надо знать и понимать. 
Занимаясь поэзией, не надо никогда сравнивать, какой из трёх ее возрастов лучше, богаче, качественнее: во всех трёх есть свои жемчужины, свои рубины и алмазы, и в каждой своё отношение к богатству, то есть к мастерству. 
Что касается читателя, то пусть он сам ищет и находит созвучные своей душе слова, словосочетания, строки и строфы. Здесь советов быть не может, покуда подсказчицей ему была и остаётся прежде всего его же душа со своей индивидуальной метрической системой, своим личным инструментарием и, конечно же, взглядом на жизнь. А потому, перефразируя известные слова гения, можно с уверенностью сказать, что и «стихам все возрасты покорны». 

Терентiй Травнiкъ. Из писем и дневников. Книга вторая
(0 пользователям это нравится)