Сводка с прописных полей

Тот, кто говорит о советском времени как о времени застойном, во многом неправ. Период упадка всякого общества характеризуется потерей интереса к поэтическому слову да и обмелением самой поэзии, чего никак не скажешь о советском времени, а тем более — о самом его начале, когда поэты собирали тысячи людей на своих выступлениях. Для меня долгое время было загадкой, откуда появился в голодной и неграмотной России тех лет такой колоссальный интерес к поэтическому слову, и появился именно у простых людей. Возможно потому, что эта самая тотальная неграмотность и вызывала у простолюдина такой же интерес к изысканному словотворчеству, как у нынешнего мещанина — к фокусам. Может, оно и так, но тем не менее ум простых людей был способен к постижению сказанного поэтами тех лет, а иначе бы их не слушали. Послевоенное время ознаменовалось подлинным взлётом в стихосложении, высочайшим уровнем мастерского вторжения слова в человеческую природу. Лично для меня советская поэзия остается на уровне наивысшем из того, что могли создать пишущие стихи, и если бы не волна государственного конформизма, накрывшая литературу с головой, то отношение к поэзии тех лет было бы совершенно иным. Потом был Бродский, установивший планку пишущим интеллектуалам, а далее — долгое и разноплановое его наследие, а по большей части — подражание, удачное и не очень.
Нынешнее поэтическое слово вертляво до невозможности. Не имея возможности глубокого погружения в мир собственной души, пишущие схватились за форму, остервенело выискивая рифму удачную и очень удачную, экспромтно выдавая эдакий поэтический джаз, где роль мелизмов, форшлагов и иных акцентов выполняют лингвистические штучки, направленные в сторону эстетов в своем же кругу. В народ это не идёт, разве что подтрясывает социальные сети, но и этого вполне достаточно. А не идёт потому, что требование к слову снизилось до невиданного ранее уровня, пропало и стремление к сути излагаемого, к его глубине. Не может интеллектуальный пафос идти вровень с духовным смыслом. И как только первый вылезает, то второй сразу же отходит в сторону.
Увы, но современное общество не нуждается в простом и одновременно ёмком языке общения, и не из-за того, что не хочет, а скорее потому, что не в состоянии понести столь обременительную для многозначительного потребителя ношу. Вот и катится человечество с вершины древнегреческого семантического наследия к вытоптанным полям сегодняшней весьма условной многозначительности, растеряв по пути понятия о смыслах всего с ним происходящего, и поэзия, как ничто иное, удачно моделирует состояние современной отчужденности от тех самых глубин нравственности, которые в конечном счете и делают стихи стихами, а пишущих их — поэтами. Это не критика и не сожаление, а просто факт времени, доминантная нота, срез человечества в контексте эволюционной спирали. Это не хорошо, а скорее даже плохо, ибо за этим стоит, как следствие, большинство известных сложностей, потому что только состояние языка определяет потенцию текущей культуры и перспективу развития, и поэзия здесь не что иное, как наглядный маркер. Сегодня же её сигнал как никогда тусклый. Несмотря на массовое сочинительство, слово так и не обрастает нравственно-философской плотью, оставаясь невостребованным, впрочем, как и многое из стараний авангарда общества, вот и всё.

Терентий Травник. Из книги "В нужную сторону".
(0 пользователям это нравится)