Табула о десяти камушках

Как-то, читая лекцию, я спросил у студентов о том, для чего, по их мнению, нужны гаджеты, нужны автомобили, нужны социальные службы и дома с удобствами? Ответов было много, и, в основном , они сводились к одному: для комфорта существования. И никто из ребят не назвал главного: все это создавалось для экономии времени. Да, возраст моих слушателей был еще не настолько серьезен, чтобы задумываться о времени, но разве это могло быть оправданием тому, что почти все они постоянно спешат, суетятся и почти ничего не успевают. И тогда я сказал им правильный ответ. Не только сказал, но и сделал его наглядным.
Из своего рюкзака я достал три мешочка с мелкой галькой и поставил их перед ними на стол. В двух мешочках было по 122 камушка, а в третьем - 121. Потом сказал ребятам, что в мешочках камушки, а их количество соответствует количеству дней в году.
После этого один из студентов был приглашен к столу в качестве ассистента, и я начал давать ему несложные поручения, при этом поясняя все его действия. Один мешочек я предложил развязать и высыпать на стол все камушки, из второго попросил отсыпать примерно половину, а третий не трогать вообще, оставив завязанным. Далее попросил завязать наполовину опустошенный мешочек и вместе с тем, что вообще не был развязан, убрать со стола. Итак, на столе остались камушки из первого мешочка и примерно половина их из второго.
Я пояснил ребятам, что те камушки, которых уже нет на столе, соответствуют времени, потраченному на сон и пребывание в транспорте. Сказал, что эти затраты необходимы, но при этом они не являются активными элементами их жизни. Далее я попросил убрать со стола оставшуюся на нем половину камней из второго мешочка, пояснив, что эти дни года уйдут у них на мелкие, совсем незаметные дела, обслуживающие их существование . А если еще учитывать питание и время приготовления пищи, то… На столе оставалось содержимое только первого мешочка, из которого были высыпаны все камни. И я попросил изъять ещё примерно четверть. Их осталось всего 90.
Аудитория оживилась. Ребятам явно нравилась наглядность примера. Кто-то ушел в детализацию, кто-то задумался, а кто-то и возражал, но, в целом, все были согласны.
Я предложил ассистенту убрать примерно еще две трети камушков, пояснив, что это время будет потрачено каждым из них на просиживание перед телевизором и компьютером. Камней осталось всего тридцать, и я попросил убрать еще две трети, пояснив, что эти дни уйдут на разговоры по телефону.
Осталось десять камушков… В аудитории наступила тишина. Все явно ждали развязки драмы. В полной тишине я собрал все, что осталось, в ладонь, передал ассистенту и сказал, что эти камни соответствуют тому количеству времени, когда каждый из них сможет побыть с самим собой, поговорить с жизнью, подумать да и просто отдохнуть. И я сказал ребятам: "Это и есть настоящая жизнь, её смысл и глубина. Советую вам дорожить этим временем"

Пример явно подействовал: на следующем занятии опоздавших не было, и лекция прошла при полном внимании и с той самой тишиной, когда даже мухе летать как-то неловко, слишком уж приметной она становится…
Время пролетело, лекции закончились, на смену этой группе пришли следующие.
Так, своим чередом, прошло несколько лет. Как-то раз, прогуливаясь по ярмарке мастеров в Измайлово в Москве, я встретил свою бывшую ученицу, которая предлагала покупателям собственноручно изготовленную бижутерию. Она и тогда, будучи еще студенткой, занималась этим, а лекции мои посещала на свободной основе.
Встреча явно ее обрадовала... Мы немного поговорили, и мне был подарен браслетик, собранный из галек, соединенных веревочкой. На прикрепленной к нему бирочке было написано: «Десять камней на память. Ручная работа».
Терентiй Травнiкъ. Из книги «TABULAS».
(0 пользователям это нравится)