Так бывает. Памяти актера и режиссера Феликса Мокеева

Все началось много раньше, чем в тот день, когда мы с моим школьным другом Иваном Ламочкиным или, как мы его все звали - Вано, листая сказку Гауфа "Маленький мук", неожиданно для нас самих решили написать с нее сценарий и поставить по ней спектакль в нашем домашнем кукольном театре. Сделали кукол, расписали все по ролям и сыграли. Надо сказать, что все получилось замечательно, и зрителям понравилось. Дело настолько нас увлекло, что в ближайшие два года мы поставили и "Пряничный домик", и "Золотого петушка", и "Маугли", и "Карлик носа", и "Приключения Карика и Вали", и с энтузиазмом стали готовиться к "Гулливеру". В это же время наш школьный, но не кукольный театр, пригласил меня на роль Портоса, и я принял приглашение.
            Позже была институтская театр. студия, а еще позже работа у Сергея Мелконяна в его театре "Арлекин", правда уже художником по сцене.
             В 1994 году судьба меня знакомит с замечательным артистом и театр.режиссером Феликсом Матвеевичем Мокеевым. Мы быстро находим общий язык и становимся настоящими друзьями. Феликс мне предлагает писать музыку к  его спектаклям для его же студии "У окружной дороги". Работа кипит. В свободное время я еще и писал музыку к его стихам и записывал эти песни. Так, позже, в 2006 году, появился альбом на стихи Феликса с моей музыкой и исполнением "Я не прощаюсь..."
             Феликс нередко приезжал ко мне домой и делился своими задумками, но чаще мы по много часов вдвоем гуляли в Узком, где сочиняли фразы к его спектаклям или же я посвящал его в тайны Гугушатии. Надо сказать, что он с необычайным интересом внимал моим рассказам. Я тогда написал музыку для клавесина – альбом «Музыка плачущего воска» на тему Гугушатии, дал слушать Феликсу. Работа настолько его воодушевила, что он непременно решил ставить спектакль, но теперь уже на созданную мной музыку.У него возникла идея поставить именно силами студийцев, его воспитанников и на своей сцене спектакль "Гугушатия: волшебная страна". Мы начали с ним разрабатывать тему, но увы этому не суждено было сбыться. Из-за высокой самоотдачи в театре Феликс часто болел, и мы нередко откладывали встречи по постановке, а 17 января 2005 года Феликса не стало. В 2007 году я написал симфонию о Гугушатии и первый концерт, прошедший на поляне в Узком, исполненный скрипичным квинтетом, где главную тему вела флейта, я посвятил Феликсу.
Теперь позволю себе вернуться в начало века, а точнее в 2000-й год. Как-то Феликс приехал ко мне домой взволнованный и привез рукопись. Сказал, что отдает ее мне, чтобы я ни о чем не спрашивал, а просто взял и все. Да, еще добавил: "Может чего-нибудь напишешь, прочтя..."
             Более десяти лет рукопись пролежала у меня, и вот год назад я к ней вернулся и решил записать в студии то, что оставил мне тогда Феликс Матвеевич. Запись была сделана и сегодня, 17 января, исполняется десять лет со дня кончины Феликса Матвеевича и я дарю ее всем слушателям в память о моем друге, замечательном человеке, талантливом артисте и режиссере Феликсе Матвеевиче Мокееве.
И, пожалуй, самое главное: Феликс, когда-то я не принял твое приглашение меня на главную роль в твоем спектакле, ты это помнишь. Тема была не близка мне и я отказался. И вот теперь я понимаю, что значил тот, осенний твой визит ко мне и эта рукопись. Ты мне принес новую роль и подарил ее мне. Я сыграл ее, Феликс!
 
Терентiй Травнiкъ. 2007 г.

 

(0 пользователям это нравится)