Талант или вера

Как-то раз, теперь уже много лет назад, в одной из поездок в Оптину пустынь компанию мне составил некий г-н М., профессор, во всех отношениях человек образованный и знающий. Дорога была не близкой, и мы, устроившись на сиденьях в конце старенького ЛиАЗа, беседовали о религии. Тогда запомнилась его мысль о том, что «вера – это как талант: либо она есть, либо нет». Мысль дерзкая и требующая обдумывания. Помню, что я не раз возвращался к ней, пытаясь вникнуть в неё и разобраться в логике сказанного. Прошло время, и позже, получив образование психолога и уже работая стрессологом, я стал изучать ситуации, которые делают жизнь человека наполненной. Вот тут-то и вспомнился наш разговор с профессором. Сегодня я убежден, что талант дается каждому рожденному вне его желания, а значит, и вера - тоже. Если хотите, то вера и талант - понятия синонимичные, и оба являются даром человеку от Бога. Отсюда ясно, что к вере можно подойти, нащупать её основу в своей душе и развивать себя на этом поприще - именно развивать, как это происходит с любым талантом. В этом отношении слова профессора оказались действительно правильными и необходимыми для моего окончательного становления. Всю жизнь занимаясь творчеством: живописью, музыкой, литературой - сегодня я хорошо понимаю, что такое талант и как с ним надо обращаться, дабы рано или поздно перевести его в служение. Если проводить аналогию веры с творчеством, то для углубления веры необходимы, как и для любого таланта, терпение и трудолюбие: собственно, это и есть основа всякого творчества. Терпение необходимо во всём: и в молитве, и в делах, и в ожидании чего-либо, на что уповает ваша душа.
Возвращаясь к замечанию моего собеседника, соглашусь с ним, лишь немного его подправив: вера – это действительно талант, и есть он у каждого с рождения, как и надежда, а потому веру необходимо растить, приумножая её своими терпением и трудолюбием, и тогда ваша молитва станет слышима, а дела - радостны. Предвижу возражения атеистов и тех, кто далёк от креационизма и от самой религии. Постараюсь объяснить: дело в том, что большинство атеистов отрицает существование Бога, но не Его дел. Просто дела Божии они привязывают к человеку, социуму и самой природе. Совершенно очевидно, что принципиальная схема мироздания в подобных рассуждениях сохраняется, а меняется только лишь её основа - источник питания. Со времен обучения на факультете радиофизики, я хорошо усвоил важность такого понятия, как принципиальная схема. У веры, равно как и у неверия, одна и та же принципиальная схема с разницей в одном – в источнике энергии для неверующих или благодати - для верующих. Сила принципиальной схемы в том, что на определенном этапе она нивелирует эти разногласия, чего более чем достаточно для развития духовных начал в человеке, а именно веры как неоспоримой созидательной функции бытия. В современной теологии конфликт веры и неверия рассматривается как конфликт между добром и злом, светом и тьмой, при этом из зоны внимания выводится тот факт, что сам Люцифер находится под контролем Бога как созданная им тварь. Война ангелов и бесов есть идеальная модель для человеческого мировосприятия, когда бесам отводится роль естественных динамичных ошибок в момент нашего с вами развития. При этом надо заметить: отцы учат не трогать саму душу человека при попытке анализа того или иного негативного поступка - бегите от греха, но не от человека. И это верно, потому как над временным грехом стоит изначальное абсолютизированное благо, то есть Бог, и в принципиальной схеме Бытия сатана занимает не ключевое, а скорее, промежуточное значение - скажем, не генератор в схеме, а трансформатор, работающий либо на понижение, либо на повышение напряжения, в данном случае сил человека в зависимости от Божиего попущения. В таком случае атеистическая позиция никоим образом не влияет на талант веры в человеке, даже если он атеист и отрицает само существование Бога. Вера - это квинтэссенциальная функция существования человека с приоритетом теологического понимания мира, и религия есть область понятий, где вера нашла наиболее применимое звучание, в отличие от трудов, скажем, ученых-атеистов, которые, отрицая одну веру, но всё с той же, пусть другой, но верой стремились к своим открытиям, видимым ими как нечто вне божественного.

Терентий Травник. Из книги "Временное и постоянное".

(0 пользователям это нравится)