Творение не решает за Творца, творение следует Ему

Есть о у некоторых верующих людей особенность, не то что бы плохая, а скорее всего, ненужная: надавливать, напирать на тех, кто еще далек от их взглядов, завлекать их в храм, причем иногда делать это с таким напором, словно речь идет о жизни и смерти самого призывающего. Справедливости ради замечу, что подобная особенность есть и у тех, кто не верит. Может, в меньшей степени, но и они подчас ведут себя так же, вступая в споры, отговаривая и разубеждая приверженцев той или иной веры.
Не буду трогать атеистов: им все еще только предстоит, а для тех, кто ступил в в своей жизни на духовный путь, позволю себе заметить, что стоит хоть однажды, но стать повнимательнее к мотивам, заставляющим вас действовать столь энергично и властно по отношению к не таким, как вы. В этом, действительно, трудно будет признаться, но в большинстве своем напирать на людей, далеких, как вы считаете, от Бога, вразумлять их, назидая, вас толкают далеко не лучшие побуждения. Нельзя, пусть даже из самых лучших побуждений, давить на человека всей своей властностью. Предполагаю, что вы сейчас попросите моих разъяснений. Постараюсь вести рассуждения на основе простых примеров из жизни. Давайте на мгновение представим вас рядом со своими детьми. Пример,конечно, не абсолютно точный, но близкий к тому.
Итак, друзья мои, бывает, что вы давите на своих детей, требуете от них чего-то, ругаете их, излишне усердствуете в воспитании. Но бывает и так, что в подобной ситуации ведете себя спокойно. Согласитесь, что это обычная картина жизни. А теперь давайте посмотрим на те моменты, когда вы особенно взыскательны. Уверяю вас, что они в большинстве своем из тех, когда вы чем-то недовольны в глубине души, и, скорее всего, собой. Недовольны собой, но признаться в этом мешает завышенная самость. И вы начинаете требовать от детей того, чего не в силах пока изменить в себе. Вам просто не нравится то, как они себя ведут. Вы хотите их призвать к тому, о чем имеете представление, как о правильном, но сами пока не достигли этого в полной мере. Для детей же удобно то, что они сейчас и делают. В отличие от конфликтов со взрослыми, вы не подвергаете детей суду, не выносите им приговор и не объявляете их отступниками, еретиками или же глупцами. Вы просто добиваетесь своего, сломав слабую детскую волю своей и успокаиваетесь, думая, что сделали ребенку благо.
Теперь рассмотрим тот случай, когда вы благодушествуете. Удивительно, но ребенка, ничем не изменившего своего поведения, в этом случае вы совершенно не подавляете. Что-то же такое произошло с вами, что именно не позволяет вам так себя вести? Отвечу: вы стали ресурсными, отдохнувшими, полными сил, вас коснулась благодать Божия , и вы стали снисходительнее. Не так ли?
А теперь вернемся в мир взрослых, в ваш мир. Скажу вам, что здесь всё происходит именно по таким же принципам, и не случайно я взял пример из отношений с детьми. Иной верующий человек, не проработав ни йоты своей души и раздосадованный этим, пытается заставить близкого начать жить своими проблемами. Уверяю, даже если близкий человек поддастся уговорам и согласится со всеми доводами - все равно радости ему от этого не будет. Почему? А все потому, что не по зову души он пришел в храм, а по причине вашей властности, либо вследствие вашей истерики. И это всегда очень чувствуется.
Поэтому, друзья мои, наводите порядок в своей душе, а там и другие присоединятся к вам. Собственным примером спокойной жизни, а не собственными натиском и недовольством вразумлять ближних своих следует. Вразумлять же всяким попущением дано только Богу, ибо Он имеет в себе любовь во всей её полноте. А в таком случае ни болезнь и ни бедность, попущенные Им, никаких иных последствий, кроме как исцеления вашей души, иметь не будут.

Терентiй Травнiкъ
Из книги «Больше всего на свете», 2017
(0 пользователям это нравится)