Ты стал таким. каким я буду, я был таким, какой ты есть

Есть известная мысль: если бы молодость знала, а старость могла, то… А теперь вопрос: что тогда? Ответ, по-моему очевиден – ничего бы не сложилось, поскольку бы сработал принцип наложения поколений и на этом бы всё и закончилось — так что хорошо, если молодость не знает, а старость не может, и вот почему.
Дело в том, что старость, обладая опытом, действительно способна помогать молодости, делая её путь жизни более состоятельным. В этом и есть принцип учительства и мастерства. Молодость же, обладая известной силой и потенцией, вполне может да и должна помогать старости, тем более не так много и нужно пожилому человеку.
С моей точки зрения подобное совмещение является базисным принципом социальной нравственности, и если он выполняется, то государство идёт верным путем развития. Но для этого необходимо, чтобы человек к старости стал наставником, а не обузой, а в молодости не промотал свое время и здоровье на ерунду. Конечно же, в большей степени прогресс зависит от пожилых людей, но лишь в том случае, если они состоятельны как личности, а то поучать все стремятся, но толк есть лишь от единиц.
Собственно, это — парадигма отношения человека к реальности в том или ином возрасте, а главное правило взаимодействия поколений в конечном счете и выстраивает разумную, а вернее, благоразумную линию жизни. И чтобы это начало работать, необходимо пробуждать в человеке ответственность перед собственной жизнью.
Думаю, что государство в этом играет вторичную роль, ибо его способность обеспечивать достойную старость и перспективную юность должна проявляться только в том случае, когда не срабатывает базисный фактор социального сознания, другими словами, когда в людях нет понимания, что молодость должна уважать и оберегать всякую старость, хотя бы потому, что сама станет таковой, а старость должна с терпением, пониманием и любовью относиться к любому дерзновению юности, ибо и сама была таковой. Так что уважение к старшим — это не просто слова, равно как и понимание потребностей юных. Без работы этих внешних социальных механизмов не запускается программа внутреннего развития в человеке, иными словами, он остается на месте, разве что только стареет, дряхлеет да и глупеет.

Терентий Травник. Из книги "Корни и семена".
(0 пользователям это нравится)