Учат, но не в школе

В конце 80-х - начале 90-х, когда рухнул железный занавес, то в Россию хлынул поток заграничных товарищей. Поначалу это было необычно и даже экзотично – слушать английскую речь у себя дома. Общение происходило на ломаном английском, но понимать друг друга всё же удавалось. Как у типичного хиппи тех лет, иностранцы у меня жили, точнее, гостили постоянно. В основном это быле немцы, французы, итальянцы, англичане и, конечно же, американцы. Куда без них? Поражал уровень знания, а точнее, незнания, особенно у американцев. Какое-то время мне казалось, что они просто дурачатся, потому как не знать, что Луна не планета, а спутник Земли или где находится Евразия, могут только дураки. Но все оказалось гораздо серьезнее. Американцы, а тем более американки знали, что такое кока-кола, но терялись при ответе на вопрос, из чего состоят вода или воздух. А если я спрашивал у них, кто такой Юлий Цезарь или Коперник, то совсем пиши пропало.
Прошло почти тридцать лет, и сегодня наши дети затрудняются ответить, что написал Тургенев или кто такой Левитан. И это не просто дети, а студенты МГУ. И это не случайность, а скорее закономерность. Кстати, в Америке большой процент людей, не умеющих читать или писать. Для нас, живущих в СССР, это было невозможным, но сегодня в России есть неграмотные, есть те, кто не имеет среднего образования, а только начальное. К своему изумлению, я обнаружил, что есть дети, которые, учась в шестом или седьмом классах, до сих пор читают по слогам. Вот, кажись, и приехали, а может, и приплыли. Впрочем, какая разница, главное, что нашим детям придется открывать Америку заново, а это уже не смешно.

Терентий Травник. Из книги "Корни и семена".
(0 пользователям это нравится)