В едином мнении

Не знаю даже, как и сказать, радость ли это для человека, или печаль, но природа явно испытывает трудности в вопросах его идентификации. Все мы настолько разные, что и представить себе невозможно, и в этом кроется серьезная проблема. С одной стороны, оно вроде как дает удобство в творчестве, открывает возможности и перспективу для деятельных натур, но с другой – обрекает человека на крайне сложные ситуации в том, что относится к общему мнению и согласию в его социальном существовании.
Выработка принципов и единых точек зрения на сегодня – одна из самых актуальных и проблем, и задач современного общества.
На всю жизнь мне запомнился один случай из моей преподавательской деятельности. Однажды, налив в прозрачный сосуд обычной воды, я поставил его на стол перед студентами и, как бы между прочим, спросил о том, какого цвета в нем вода. Конечно, большинством из них было определено, что цвета у воды нет вообще, кто-то назвал воду прозрачной, но некоторые совершенно серьезно решили, что цвет желтоватый, голубоватый и даже красный, хотя сосуд находился в условиях обычного освещения, и ничто не придавало налитой в него жидкости и малейшего оттенка.
Об этом случае я вспомнил много лет спустя, но в обычной бытовой ситуации, когда мне нужно было принять решение об установке новой двери в подъезде дома, где я живу. По этому поводу мною было организовано собрание. Пришли многие, и вдруг, к моему удивлению, разгорелся спор. Одни считали, что нужна дверь некрашеная, другие – крашеная, кто-то заговорил о сигнализации, а кто-то и о том, что вообще ничего не надо делать, и так хорошо, а то все равно сломают. А когда речь зашла о денежном сборе на установку двери, то ситуация вообще изрядно обострилась. Откровенно говоря, я рассчитывал, что собрание будет длиться не более получаса, но оно затянулось на добрых два, а к выводу так и не пришли.
Не первый год занимаясь научной социологией и изучая подобные явления, я обратил внимание на этот феномен и стал его анализировать. Вся группа присутствовавших на собрании распалась, в моем понимании и видении, на три подгруппы: первая - те, кто хотел поставить дверь; вторая, несколько меньшая , состояла из тех, кто не хотел, но пришел послушать; а в третью вошли те, кому было все равно, но, принимая участие в горячих спорах, они поднимали этим чувство собственной значимости.
Вот здесь и начинается самое сложное для затевающего нечто подобное - необходимо сделать выбор и принять верное для большинства решение. Мне оставалось или принимать самостоятельное решение, или, создав группу поддержки и опираясь на нее, продолжить начатое. Остановился на последнем, естественно, что стал опираться на тех из присутствующих, кому это было нужно. Интересно, что когда из общей массы образовалась такая подгруппа и когда эта подгруппа обрела статус группы, то большинство народа покинуло собрание, а среди оставшихся начались те же процессы, что были и в начальной группе. В результате к концу собрания со мной осталось четыре человека – три женщины и безучастный дворник-таджик. И всё, больше никого. Малым числом они доверили мне задуманное и обещали помочь собрать деньги. Вскоре дверь была установлена, но интерес к случившемуся и вопросы по этому поводу у меня остались.
В свое время, работая хьюмен-менеджером, проще говоря, обыкновенным кадровиком и набирая людей на работу в ресторацию, я собрал творческую группу психологов-экспериментаторов, озвучил тему, и мы устремились в исследование. Тема касалась формирования творческой направленности и сплоченности в коллективе. Иными словами, была поставлена задача по выявлению в нем лидеров, помощников, исполнителей, генераторов, индукторов, катализаторов и так далее.
Естественно, что для начала необходим был общий принцип понимания и для меня, и для моих старателей. Вскоре он был найден, а помогло мне, как ни странно, первое институтское образование радиоинженера-электронщика. Стоило только представить коллектив любой организации в виде принципиальной схемы проведения электрического тока, как ключевые узлы стали вырисовываться также легко, как то бывает при удачном сведении переводной картинки, когда хорошо промокший слой бумаги буквально сползет с нее. Отлично! Оставалось дать описание людям с качествами, скажем так, конденсации, трансформации, резистентности или индукции.
Позже я написал довольно-таки большую статью на эту тему, вел по этой теме мастер-классы в московской школе дизайна, и результаты исследования, вне всякого сомнения, заслуживали не только внимания, но и дальнейших разработок. Сегодня эта тема по-прежнему актуальна. Язык человеческой коммуникации не освоен. Не случайно российский президент постоянно говорит о необходимости правильно выстроенных приоритетов. К этому можно добавить еще и общность в понимании значения слов, и терминологию, и социальные статусы, и уровень ай-кью.
Являясь по своей природе лидером и постоянно организуя те или иные творческие проекты, я продолжаю заниматься исследованиями в этой области и сегодня. Интересно, что находясь в статусе руководителя, вы можете сколь угодно долго что-то объяснять, вас будут слушать, кивать вам головой, поддакивать, но на выходе вы получите ровно такое решение, такое итоговое мнение, какое изначально заложено в среде, получите нечто суммарное, которое вполне может оказаться несоответствующим вашим ожиданиям. И это проблема, причем очень серьезная проблема. Социальное мышление всегда рассыпается на мнения, а социальное решение, как известно, требует единства этих самых мнений. Собрать подчас противоположное крайне тяжело. Здесь необходимы от руководителя и знания, и высокая аргументация, и умение не только разглядеть в каждом его индивидуальность, но и включить его особенности в общую схему проводимости. Одним из условий для осуществления последнего является освоенная вами форма владения общим и частным вниманием. Другими словами, если вы хотите что-то до кого-то донести, то прежде всего завладейте его вниманием. Это можно сделать либо через эмпатию, либо волевым способом, но сделать это необходимо. Эмпативная связь подразумевает наличие личной харизмы, личностной глубины взглядов,гибкость в общение, умение идти на компромиссы. Волевая аргументация является весьма агрессивным методом,
и, на мой взгляд, таковая неустойчива в закреплении последствий. Я редко использовал приказную форму управления, а следовал договоренностям. Приказы необходимы только в критических ситуациях, когда нет времени на решения. Такое тоже бывает, поэтому я эту форму не вычеркнул из общей методики формирования единого мнения в коллективе.
И в завершение скажу, пожалуй, о самом важном: для того, чтобы ваша идея сработала, вам необходимо в нее верить самому, причем безо всяких оговорок. Только при таком условии что-то и начинает получаться. И здесь важно не торопиться, уподобляясь глупцу с его оголтелостью. Иначе будет велик риск ошибки. Даже при самой пылкой вере в успех необходимо сохранять здравую рассудительность и трезвость во всем, что вы делаете, и это будет верным фактором для вашего успеха. Дальше все снова пойдет по ситуации. Такова наша с вами природа. Умение разбираться в ситуации, правильно принимать решения, разделять частное и второстепенное, торопливая неспешность или, как я еще ее называю, размеренность - все это и составляет основу мастерства человека, способного влиять и формировать и частное, и общественное мнение. Специалисты такого уровня - крайняя редкость, но учиться этому надо и особенно тем людям, которые занимаются наукой, бизнесом, образованием или массовой культурой. Мною сознательно не включена в этот ряд политика, ибо считаю последнюю лишь промежуточным звеном, неким неопределенным методом взаимодействия с четырьмя предыдущими. Тем не менее, даже ей желательно использовать знания в области формирования единого мнения, а не утопать в собственных амбициях и не развращаться вседозволенностью своего положения и доступностью для нее манипулятивных методов. Кстати, искусство о формировании единого и верного общего мнения основана на известной порядочности и не терпит даже малой нечистоплотности в подходах. Это искусство уважения к человеку.

Терентий Травник. Из книги «Письма и дневники».
(0 пользователям это нравится)