Искусство, а церковь тем более, обязаны вести за собой человека. Что касается церкви, то именно православие, одно из всех христианских конфессий, продолжает находиться на той необходимой высоте, которая позволяет всякому верующему стремиться к Богу, спасая свою душу из греховного болота собственных ошибок и заблуждений. Все остальные направления духотворчества шагнули в массы, превратив себя в некое подобие торжищ, где внешнее — песни, музыка, сувениры — возымело власть над внутренним, и где нет никакого понимания собственной греховной природы. Убежден, что не только церковь, но и искусство сродни спасателю, который тащит людей из болота. Легко себе представить, что произойдет, если и спасатель спустится в болото: и тонущего не спасет, и сам утонет.
Я родился и учился в то время, когда и в школе, и в институте, а самое главное, и в семье учили относиться и к реальности, и к своему делу иначе, когда честь и совесть возглавляли шкалу нравственных ценностей. Даже тогда, несмотря на общий дисбаланс в зоне общественной формации, было совершенно ясно, что если искусство, театр, кино и телевидение будут работать только на потребу массового зрителя, то всё рухнет. Увы, но сегодня это происходит именно так. Осталось только церкви в богослужениях перейти со старославянского на современный язык, и будет пройдена та самая точка невозврата. Конечно, история развивается своими путями, но нельзя забывать о том,что именно Господь, создавая человека, наделил его собственной волей, и потому в число его задач прежде всего входит необходимость творить, гармонизируя жизнь и этим славя Бога, а значит, расти вверх — и прежде всего нравственно. В решении всякой задачи мы обязаны поступать именно по совести и по чести: это единственное условие для нашего дальнейшего существования. Жить таким образом и означает собирать сокровища на Небесах. Художнику ни в коем случае нельзя позволять себе общаться с носителями наглости, хамства, пошлости и цинизма на их же языке: нельзя оправдывать пьющего, давая ему спиртное, курильщику — табак, а наркоману — наркотики. Это в высшей степени безнравственно, а потому никакого отношения к творчеству не имеет, да и к искусству — тоже.
Терентий Травник. Из книги "Домашнее задание".