Время мастеров

Свобода и вседозволенность не так часто рождают гениев, как это может показаться, а скорее наоборот, плодят бездарность, причем делают это в таком количестве, что даже яркая и, увы, нечастая гениальность становится почти незаметной среди них.

Думаю, что из всего 20-го века, именно советское время породило подлинное мастерство и героизм в искусстве. Ничто так не мобилизует художника, как запрет на его личную свободу и свободу в его произведениях. Это печально, но это так. Известно, что из всей свободолюбивой богемы именно поэты сложнее всего переносят цензуру. А теперь попробуйте представить, как необходимо научиться владеть словом, каким мастерством обладать, чтобы продолжать писать о чем хочется, зная, что на все, начиная с любви и заканчивая Богом, стоит один сплошной запрет. Попробуйте написать то, о чем плачет и смеется душа, не используя не только слова Бог, но и самого малого приближения к этой теме. Не получится!
Вот тогда на помощь и приходит настоящая гениальность. Она словно бы просыпается и вершит судьбу произведения. Да, это так, и искать шедевры надо среди произведений именно советских поэтов. Там в своей основе и сокрыты поэтические самородки, подлинно гениальные поэтические бриллианты советской эпохи . И сейчас я говорю не о серебряном веке, породившем певцов свободы, но опирающемся на культуру иной, просвещенной России. Я промолчу здесь и о шестидесятниках. Несмотря на великолепие их творений они все таки выходцы из оттепели, и она дала пусть ощущение, но свободы . Я же говорю о времени абсолютной несвободы, начиная с 30-х годов и до распада Союза, минуя просвет 60-х. Вот где сокровищница мастерства, вот когда ковались учителя поэтического слова.
Говорят, что художник должен быть голодным. Не спорю, это действительно так, но если он голоден свободой, то тогда сами Небеса наделяют его неимоверной силой самовыражения. Вот тогда слова в строке, в строфе выстраиваются в таком порядке, что при самом обыкновенном прочтении, самой обычной темы, читающий вдруг видит и слышит и музыку небесных сфер, и подлинную красоту распятой и воскресшей Любви.

Терентiй Травнiкъ. Из книги « На листе бумаги», 2016
(0 пользователям это нравится)