Вроде как

Однажды, по приезде в Москву, Александр Иванович Герцен продемонстрировал своим друзьям новое свое творение, и оно им не понравилось. Но спустя несколько лет их мнение все же переменилось. Такова история появления романа " Кто виноват?", в каком-то смысле эпохального для России. Роман - откровенно среднего уровня. Главная его героиня в конце концов увядает, герой спивается, расставание не приносит счастья и спокойствия, а будущее печально и безрадостно… Знал ли автор, что само название его произведения фактически и обессмертит его имя? Русская литература великолепна своей прозорливостью и глубиной, а потому по праву взяла на себя звание классической и надолго обогнала западную, хотя бы по своему влиянию на народные умы.
"У России две беды - дураки и дороги... " Это высказывание чаще всего приписывается Гоголю (реже - Салтыкову-Щедрину, Карамазину и другим ). Однако предполагаемые варианты авторства маловероятны да и не подтверждены, а потому фраза остается апокрифической. Мысль действительно старая, но общество развивается, а сегмент виноватых и непутевых стал по каким-то причинам намного шире и приобрел в наше время гораздо более громкое звучание и почти мировое значение.
Если и говорить о проблеме, то стоит признать, что российский менталитет просто требует тратить почти все свои силы на расширение базы данных ответа на вопрос, заданный заглавием герценовского романа. Общество понимает: что-то идет не так и, конечно же, ищет виновных. А если послушать радио, посмотреть ТВ, почитать прессу, пошерстить интернет и, до кучи, послушать, что говорит народ, прогулявшись по рынкам и развалам, то получится, что виноваты абсолютно все. Виноваты приезжие, что понаехали; виноваты те, кто их позвал, не продумав последствий; виноваты учителя, что плохо учат; врачи, что не умеют лечить как раньше; торгаши - в том, что у них неимоверные наценки и некачественный товар; виноваты родители, что не воспитывают своих детей; ремонтные и строительные организации, так как сдают некачественные объекты; дорожно-эксплуатационные службы тем, что подворовывают. Виноваты гаишники, полиция, местные чиновники, которые развели взяточничество и бюрократию; виноваты руководители всех мастей,потому что не следят за порядком и не принимают мер; виноваты депутаты - ведь ничего не делают, а только заседают; виноваты плохие законы; виноваты артисты, что хорошо живут; виноваты президент и правительство; международное положение, курс рубля, автолюбители, пятая колонна, духовенство и язычники, работяги и опричники; конечно же, виноваты банки и банкиры с растущей ключевой ставкой; вместе с ними - ипотека и кредиты, коллекторы и инспекторы; дилеры, триллеры и сериалы; женщины, потому что не хотят рожать, и отцы, которые не умеют зарабатывать; виноваты школьники, что не вылезают из телефонов, и студенты, что подрабатывают махинациями; виноваты инвалиды, что не работают и пенсионеры, которых стало слишком много, и, наконец, виноваты бездомные животные и коррупция, вирус гриппа и глобальное потепление… Список услышанного, увиденного и прочитанного в СМИ можно было бы продолжать и продолжать, но это ровным счетом ничего не меняет, потому как никто не знает, что с этим делать. Есть хорошая фраза: "Критикуешь – предлагай, предлагаешь – делай, делаешь – отвечай за сделанное… " Мысль хорошая, но дальше «критикуешь» на практике ничего не получается. В России не знают, что делать, а если и знают, то меры уж больно драконовские, и если даже они эффективные, то все равно действуют временно. Когда-то на предложение сажать всех без разбору Петр Великий ответил вполне аргументированно, пояснив, что тогда некому работать будет. Будучи в прямом смысле великим реформатором, этот человек, один из немногих, знал и понимал, что надо делать и делал. За время своего долгого правления он преодолел как экономический, так и культурный разрыв России с Европой (а это несколько веков!) и вывел страну на вполне адекватный уровень по отношению к цивилизованному миру. Сталин в свое время тоже экономику сдвинул , но какой ценой! Страну в лагерь особого назначения превратил... Прошло время, и сегодняшнее поколение не ценит ни тех, кто сажал, ни тех, кто сидел, считая, что страна по вине и первых, и вторых впала в застой. Может оно и так, хотя возражений немало, но что же все-таки делать?
Сегодня и риторика властей, и народная молва сводятся к поиску виновных, но с дальнейшими решениями и та, и другая теряются, уходя в предположения, гипотезы и догадки. Видимо, ответ на вопрос «что делать?» требует настолько серьезных и радикальных методов осуществления, что особого смысла он, ответ, и не имеет, а потому удержать ситуацию на плаву - уже хорошее достижение, чем, собственно, все мы и занимаемся. Но верится, что когда-нибудь исторические предпосылки позволят свершиться чуду, и оно произойдет:

И все, что мы годами копим,
Один дурацкий диссидент
Своим геройством остолопьим
Развеет в дым в один момент!

…а пока будем искать и находить всех, кто виноват в том, что происходит, вот только ни радости, ни благ, ни счастья это не прибавляет. «Не судите, да не судимы будете» - истина бесспорная, а в России судят, судят и судят: клеймят всякого, кто попадает под раздачу. Российский обвинитель, эдакий "человек из народа с образованием", с удовольствием раздающий ответы на вопрос "кто виноват?", набрал массу и в каждом видит виновного. И как же хорошо ему - быть в центре внимания, набирать политический вес и слыть местным Спинозой. Популизм – наркотик привязчивый и дешёвый: ищи виноватых, тыкай в них пальцем, умничай и раскачивай лодку, а народ поддержит и вроде как поплывёт…
Тем временем Россия борется и живёт: рождаются иные мастера слова, записываются в классики, и время их поддерживает. В своем недавнем прошлом Юлий Ким писал:

Смотрите в окошко — а вдруг вам удастся
Заметить примету с намеком на плюс?
Дом номер тринадцать и корпус тринадцать,
А вот вам и тройка, семерка и туз!
Мелькнули Садово-Каретные версты,
Привет, Якиманка, Таганка, адью!
И падают, падают, падают звезды —
Конечно, на счастье, конечно, к дождю!
Валяйте, колдуйте, гадайте на гуще,
Ищите ключи к золотому ларцу —
Все будет не так, и, конечно, не лучше,
Чем мягкий полет по ночному кольцу.
Последний троллейбус, наивный кораблик,
Великой гитары попутный привет!
И губы любимые с привкусом яблок,
И просьба о счастье, которого нет…

И все-таки не всё так плохо, потому как кроме Александра Ивановича Герцена был еще и Николай Гаврилович Чернышевский, который далеко не случайно задал свой вопрос: «Что делать?». Он искал ответ, и находил, пусть и в аллегорической, иносказательной форме снов своей героини - Веры Павловны. В своём четвертом сне она узнаёт, что четвёртой его царицей является она сама. И видит Вера Павловна в своем будущем аналог дворца, который «стоит на Сайденгамском холме». Это «громадный зимний сад» с алюминиевой мебелью. Во дворце живут люди, но «почти все делают за них машины». Собеседница Веры сообщает, что дворец находится рядом с Окой. Затем Вера Павловна видит «Новую Россию» на месте бывшей пустыни…

Кстати, Лиля Брик, муза русского авангардизма, вспоминая о Маяковском, писала, что одним из самых близких ему творений был именно роман Чернышевского «Что делать?» Он постоянно возвращался к этой книге. И жизнь, описанная в ней, перекликалась с его жизнью. Маяковский как бы советовался с Чернышевским о своих личных делах, находил в нём поддержку. Роман «Что делать?» был последней книгой, которую он читал перед смертью…
В 1979 году итальянское телевидение показало пятисерийный телеспектакль режиссёра Джанни Серра «Che fare?» («Что делать?») - таким образом Россия вышла-таки в область всемирного соискательства со своей собственной идеей, и это вселяет надежду.

Терентий Травник. Из книги "Временное и постоянное".

(0 пользователям это нравится)