Жизнь земная и жизнь духовная (1)

ВОПРОС: "Господи, сподоби хоть с краюшку, да в раюшку", - говорил преподобный Кукша Одесский. Скажите, Терентий, это о том, что в раю обителей много? Это значит, что рай разделен на некие области?
Терентий: Конечно же, нет. Преподобный Кукша имел в виду совсем другое, и говорил он прежде всего о спасении души. В раю обитает душа спасенная, и он, говоря так, подразумевал, что надобно быть с Богом в чистоте, а хоть и так, с краюшку, но только бы человеку спасти свою душу. Быть самым последним, на самом краю обрыва, но только бы не упасть, не пропасть, но спастись. Это он и вкладывал в свои замечательные рассуждения.

ВОПРОС: Есть благой страх - подвести, огорчить обидеть любимого, доверяющего тебе человека. И когда мы говорим о страхе Божием, это страх такого же рода?
Терентий: Не совсем, даже, скорее, нет. Дело в том, что страх перед близкими - он эмоциональный, бытийный, совестливый… Он основан на моральных принципах. К сожалению, советское воспитание совершило подмену духовного в человеке и тем, кто родился и вырос в то время, трудно понять иное. Такова сила воздействия идеологии, но речь не о ней. Попробуем все-таки понять и почувствовать. Всё дело в том, что страх пред Господом – он иной, он внутренний, всеобъемлющий, не связанный с правильным нашим поведением. Никто нас не придет и не накажет. Будь оно так, то было бы куда проще вести себя. Страх Божий - это страх от Богоотсутствия, от Богооставленности. Вот от чего трепещет всякая душа. Такой страх может испытывать только верующий человек. Это воистину страшно, но это и благо всех благ - испытывать такой страх, страх этот - именно Божий. У него природа неземная, но духовная. Отчасти этот открывается по размышлению о Страшном суде, о загробной участи собственной души, когда всякое состояние, действие и мысль твои будут пред тобою же и открыты, и решение о душе станет очевидным. Важно понимать и чувствовать, что страх Божий стоит вровень с любовью Его. Поэтому, когда говорят, что нет в человеке страха Божьего, это означает, что и любви в нем нет. Не стоит оценивать страх Божий мирскими мерками, как только одно лишь наказание. Да подобное убеждение и не может быть верным, ибо Бог есть Любовь. Бояться подобного наказания - это значит, опять же, не доверять Богу, по сути не верить в Него. Но мы, в большинстве нашем, понимаем страх Божий по бытовому, именно как боязнь огорчить Бога, опечалить, как и родителей своих. Необходимо выйти за рамки подобного переживания. Это фарисейское видение, близкое к торгу, к условиям некоей сделки: не буду огорчать Бога, буду хорошим, и тогда Бог меня не накажет. Это в корне не верно, хоть и понятно даже ребенку. Из ваших, скажем так, педагогических суждений, заставляющих вас быть хорошим перед Богом и тем самым избежать Его наказания, последует вывод, что если вас Господь не наказывает, значит Он вас точно любит, но «кого люблю, того и наказую», - говорит нам же Господь, и именно в этом-то и есть Его любовь. Что же вам делать теперь? Выстраивая свою конструкцию страха пред Богом, вы рано или поздно запутаетесь, ибо изначально неосознанно внесли в свои переживания ошибку, о которой, кстати Евангелие нередко предупреждает нас. Ищите в себе иную точку зрения, а лучше живите попроще. Чаще всего именно в простоте и открывается Истина.
(0 пользователям это нравится)