Жизнь земная и жизнь духовная (2)

ВОПРОС: Я вот думаю, что обращение к Богу нашему - Отче - не является метафоричным. Вы с этим согласны, Терентий? Он ведь действительно Отец? И потому прежде всего милостив, а потом уже справедлив, как и всякий любящий земной отец. И говоря суровые слова, он предостерегает, воспитывая. И потому я не могу поверить, что он может обречь своих детей, пусть и заблудших, на вечные муки.

Терентий: Он – нет, а мы сами себя – можем. У вас, я бы сказал, педагогическое понимание сути происходящего, отчасти воспитательное, отчасти рассудительное, но это не совсем верно по отношению к духовному пониманию. Ваша картина иного бытия очень близка к модели идеальной, но все-таки земной жизни. Таким образом вы, сами того не видя, отстраняетесь от жизни небесной. Вы притягиваете ее к земле, и это объяснимо. Основа у нас у всех тварная, земная. Поэтому вы и не можете поверить в то, о чем разумеете в ходе собственных размышлений. Вы как будто, пусть и невольно, но все время спорите с Богом, видимо, исходя из неких черт своего характера. Объясняетесь с Ним с легким норовом, эдак незаметно притоптывая ножкой. И это тоже понятно и объяснимо, но ясности это вам, думаю, не прибавляет, а смущение только усиливает. Не старайтесь прежде времени сложить удобную только для себя картину бытия. Живите проще и доверяйте всякому текущему моменту, в том числе и такому, что расходится с вашей нынешней картиной жизни. Живите по принятию, и пусть Господь сам откроет вам радость о Нем, а не ваш настойчивый ум сделает это. Потерпите и обрящете.

ВОПРОС: Скажите, Терентий, почему так легко и просто получается у нас согрешить? Ведь умудряемся даже невесть что думать и творить, помня при этом о Боге и осознавая, что придется за это горько каяться.
Терентий: Ну это не совсем так, и многим согрешить не так уж и легко, и это слава Богу.
Проблема, о которой вы говорите сейчас, имеет только один корень, и он в том, что мы, собственно-то, и не верим. Наша вера сродни общим знаниям, а не суть наша природа. Мы живем и верим, а надобно сначала верить, а уж потом только жить. Это от неосознанности происходит. Отчасти это близко к теме хлеба насущного. Помните известное мнение, что нужно есть для того, чтобы жить, а не жить, чтобы питаться. Если вы замените в нём понятие еды понятием веры, то, возможно, поймете что-то большее. Давайте попробуем. Итак, необходимо верить, чтобы жить, а не жить, чтобы верить. Почувствовали разницу? Когда вы сроднитесь с этим и вера встанет на первое место, перед жизнью, то и грешить, то есть совершать ошибки, станет вам сложнее, ибо вам сердечно откроется смысл вашего бытия. Пока что вы находитесь в области рассуждения и допущения, то есть в некоей науке о Боге, а не в вере. Отсюда и творим мы невесть что, осознавая, как вы говорите, что придется каяться. Но творим же… А всё дело в том, что творим не осознавая. То, что вы принимаете за осознание - это всего лишь модель ума и к вере это не имеет никакого отношения.


ВОПРОС: Понимаю, что дарованное нам видение грехов своих - это благо. Не только ради спасения, но даже и для жизни земной. Но мой разум, чувствую, не может охватить всю суть этого блага. Поможете, Терентий? А если еще и подскажете, какие грехи свои человек склонен не видеть или не замечать, буду вам особенно благодарна.

Терентий: Да, это благо. Предупрежден, значит вооружен и защищен, это немного, но сказано именно об этом. Самому видеть свои грехи до поры до времени нельзя, ибо они находятся в области Божьего попущения. Всё это происходит, пока Господь волей своей не выведет нас из искушения, попущенного Им. Монашествующие молятся об этом, прося Господа открыть им всю мерзость греховной жизни. Это значит не просто видеть, но и возненавидеть, то есть принять активную, а не рассудительную, как у невидящих, позицию по отношению к собственным собственным ошибкам. Активная позиция подразумевает и силы, и настрой против открывшейся греховной жизни. Чтобы было хоть немного понятнее, то приведу такой пример. Мы же не будем есть нечистоты, не так ли? А по какой такой причине? Именно по той, что нам в настоящий момент открыта неверность сего дела, а животные едят. Но при этом мы обижаемся и ссоримся, в надежде легко помириться, ибо слепы в видении мерзости подобных поступков. Даже при сравнении их между собой вы скажете об их несравнимости. Уверяю вас, что это есть нечистоты, а ссориться и завидовать - вещи одного порядка, только мерзость последних вы не осознаете или осознаете лишь на уровне морали, на уровне допустимого, но не желательного. У морали нет ничего общего с духовной жизнью. Это фарисейская подложка для самоуспокоения, но не для развития в Духе.
Вы просите помочь видеть вам грехи ваши. Это дело Божие, а не человеческое. Помочь здесь нельзя. Я имею в виду - вот так взять и сразу помочь. Можно указать вам на что-то, бросившееся в глаза именно мне , но но ведь это только мне, и это совсем не значит, что ваша проблема именно такова. Другому это покажется пустяком. Ошибки в подобных оценках могут быть самые разные. Вот, к примеру, есть мнение, что частое хождение в храм может перерасти в самолюбование или перерасти в прелесть. Такие слова, сказанные здесь, многих удивят, тем не менее чувство меры и здесь должно быть первостепенным, просто вспомните лишний раз о фарисее, который много, часто и усердно молился, но… не осознанно, а теперь - вспомните мытаря. Так где по-вашему лежит истина? Излечение от греха - процесс сугубо индивидуальный, не быстрый и не простой, так что набирайтесь терпения и живите дальше. Терпение есть величайшее средство от многих душевных нарывов и воспалений. Спаси Христос!
(0 пользователям это нравится)