Artеs libеralеs
Публицистическая пьеса-ребус
в 3-х действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
П р а к т и к , С л у ч а й н ы й , З р и т е л ь 1 ,
З р и т е л ь 2 , П о п у т ч и к , Н е к т о , С л у г а ,
И с п о л н и т е л ь и... М а э с т р о.
Д Е Й С Т В И Е I
ЯВЛЕНИЕ 1
Белая комната со сферическим потолком. Окно. Дверь. В центре на полу черный круг, рядом два белых шара, одновременно выполняющих роль стульев. За окном вечер. Практик стоит у окна.
П р а к т и к.
П р а к т и к (в задумчивости)
Всему начало будет точка...
Она же и всему конец.
Он время заключил в пространство
Меж двух зеркал...
Заставил свет рождаться вновь
Из отраженья своего.
Как просто все!
Как дерзок в замысле Маэстро...
Он хочет моего решенья -
Игры теней в своем уме
И жаждет световоплощенья.
Ну что ж, я преломлю сей свет
Стеклом, чтоб, устремляясь вверх,
Он смог достичь вершины свода.
(Cмотрит вверх.)
Размытый, странный абсолют,
Источник нашего начала,
Трудов немалых, новых тем,
А что потом?
А впрочем, уже вечер. Где же он,
Маэстро?..
Его пути неведомы и странны...
И все же… я в него влюблен.
ЯВЛЕНИЕ 2
П р а к т и к и С л у г а.
П р а к т и к
(Рисует что-то на бумаге,
комментирует.)
Как изменяется пространство,
Лишь только тень находит вдруг.
Пусть на бумаге будет… круг.
Где здесь начало?
Но та рука, что рисовала,
Владеет тайной бытия...
А ведь, всего лишь, это Я.
Я знаю, где берет начало
Сей круг. Дивлюсь...
Но кто же здесь рассудит,
В ком первый шаг: во мне ли
Кто-то двигает рукой?..
Иль я не более, чем продолжение
Движенья...
И все загубит тот, кто следует за мной...
С л у г а (входя)
Звонил Маэстро, скоро будет.
Просил, чтоб был проект готов
Для обсуждения. Он будет не один.
(Уходит.)
П р а к т и к
(Останавливая Слугу и показывая
на черный круг в центре комнаты.)
А что ты думаешь об этом?
С л у г а (обойдя вокруг)
Об этом?.. Ничего.
(через паузу)
Не более того,
Что место для Маэстро
Покрылось пылью.
Но это устранимо.
(Встает на колени и начинает вытирать.)
П р а к т и к (в сторону)
Вот мера всех вещей.
Слуга дает ответ, не ведая вопроса,
Но безупречен он в решении своем
Убраться… Я ж пыль и не заметил,
Смотря на круг...
Слуга же не увидел круга.
ЯВЛЕНИЕ 3
Т е ж е и И с п о л н и т е л ь .
И с п о л н и т е л ь
(остановившись в дверях)
А что, Маэстро не пришел?
Его все ждут.
П р а к т и к
Кто все? Какие-то вопросы?
Ты знаешь, что Маэстро
Не любит их решать.
(в сторону)
Ведь дирижер не должен знать,
Какой смолой натерт
Смычок у скрипача.
Заботится об этом сам скрипач.
(Громко в сторону Слуги.)
Так знай, что вещь порядок любит,
И в этом твое право и твой долг.
Следишь за этим ты исправно без затей.
А для Маэстро вещь пустое место...
(в сторону)
Он занимается порядком из вещей.
С л у г а (оглядывая круг)
Ну вот, теперь совсем как новый.
(Обращается к Исполнителю и
показывает рукой на круг.)
Вот место,
Откуда происходит всё движенье,
Генезис, так сказать.
Над чем работаем мы здесь,
То - перевоплощенья.
Ты знаешь, что это за место?
И с п о л н и т е л ь (невнятно)
Я думаю... Мне кажется... Маэстро.
С л у г а
Маэстро здесь, любезный, не при чем.
Я говорю о точке, о младшей дочери
Царицы Ге-о-метрии!
(Поднимает указательный палец вверх)
П р а к т и к
(Иронично обращаясь к С л у г е)
А кто же старшая?
С л у г а
Так в чем вопрос? Конечно линия!
П р а к т и к
(Обращаясь сам к себе)
Каков Слуга... Урок усвоил верно,
Я и забыл, что день назад об этом говорил,
А он никак не мог понять,
Как с точки можно линию начать.
ЯВЛЕНИЕ 4
Т е ж е и С л у ч а й н ы й.
С л у ч а й н ы й (резко)
А что, Маэстро не пришел?
(Проходит, присаживается на шар, оглядывается.)
Да, хорошо у вас тут.
П р а к т и к
Чем я могу помочь?
С л у ч а й н ы й
Мне помощь ваша не нужна.
Ее бы к вам приделать.
Действительность сурова и проста,
Как эта комната, где черное на белом.
Да... жизнь без пятен – белая тетрадь.
(к себе)
Но как же после этих пятен встать?..
Маэстро не звонил?
С л у г а
Звонил. Сказал, что скоро будет.
С л у ч а й н ы й
Я подожду.
(Возникает пауза, все чувствуют себя несколько
неловко и напряженно.)
И с п о л н и т е л ь
(Обращаясь к Практику.)
Так что мне делать? Продолжать?
П р а к т и к
Да, конечно.
(Исполнитель уходит.)
ЯВЛЕНИЕ 5
П р а к т и к. С л у ч а й н ы й.
С л у ч а й н ы й
(Входит, оглядываясь вокруг.)
Единство форм. Мне нравится решенье.
Как в жизни, так и здесь,
Вот только как начать?..
П р а к т и к
(Сидит на шаре.)
Простите, вы ко мне?
С л у ч а й н ы й
Не к тебе - к себе.
А впрочем... Может, ты ответишь?
Ты ведь создаешь.
Откуда это только берется у тебя?
Учился, что ли? Или так, талант?..
Люблю людей я умных,
Поскольку сам не глуп.
(Встает, подходит к П р а к т и к у, тот
сидит и что-то чертит на листе. Случайный
разглядывает рисунок из-за спины.)
Непонятно, но красиво.
Узнаю я в этом замыслы Маэстро…
Во всем законченность и смысл…
С таким приятно делать дело.
Служить искусству - дело чести!
(Рассматривает внимательнее.)
И все… казалось бы… на месте.
(позевывая…)
Да, изменений не люблю…
(Отходит к окну. За окном темно.
Причесывается, глядя на свое
отражение в стекле.)
А что, Маэстро критикуют?
( Не дождавшись ответа.)
Без критики прожить нельзя…
Хотя она бывает зря…
Но так… для формы,
Для поддержки…
П р а к т и к
Коль миром управляет разум,
То критика ему нужна,
Она сбивает пыл не сразу,
А, впрочем, часто и вредна.
С л у ч а й н ы й
(Явно скучая.)
Да... нечего добавить.
Вот так жизнь вся и протечет...
Д Е Й С Т В И Е II
ЯВЛЕНИЕ 1
П р а к т и к. С л у ч а й н ы й. С л у г а. З р и т е л ь 1.
(Звонит телефон)
С л у г а (в трубку)
Маэстро скоро будет.
(Передает трубку П р а к т и к у.)
П р а к т и к
(Выслушав, отвечает.)
Ну что же, приезжайте.
Да-да, мы будем до утра.
С л у ч а й н ы й
Еще один, такой как я?
П р а к т и к
Не совсем.
Но в чем-то вы похожи.
Когда немало есть проблем,
Необходимо мнение, и все же...
(Обращаясь к себе.)
Маэстро прав,
Как часто в этом убеждаюсь я
Лишь позже, когда приходится
Мне начинать сначала.
( Звонит телефон.)
Да! Маэстро... Зритель ждет свиданья
С вами. Я?.. Я буду до утра.
(К присутствующим.)
Он будет с минуты на минуту.
(Кладет трубку, ходит, рассуждая вслух.)
Есть нравственный закон
В любом решенье, споре,
Когда рождается проект,
Как мысль, сокрытая в узоре
Тех линий, что мостят нам путь.
Как трудно в этом обмануть
Кого-то, в том числе себя.
Как все же прав… Как прав Маэстро,
Что гений все творит любя!
Все сводится к уменью мыслить
И в мыслью тонко обобщать.
Я вновь рисую сцену жизни,
Маэстро учит в ней играть.
Он ставит точку там, где надо,
И мягким росчерком пера
Доводит мысль до камнепада,
Чеканя точками слова.
Все вытекает из желанья
Свести все это к естеству.
Потребность гения к искусству
Сродни влеченью к озорству.
Он мастерит, почти играя,
И разум, что покорный друг,
Как строки, дни его слагает
В поэму для послушных рук,
Ваяющих мечту из камня...
И камень оживает вдруг.
Вот сущность. И загадка в том же,
А для кого-то это явь...
Рожденье нового... И все же
Не перестал я удивляться
С тех пор, как начал суть искать.
(Входит З р и т е л ь 1)
З р и т е л ь 1 (Раздраженно, сходу.)
Я не могу увидеть смысла
В нагромождении картин,
Что мне вчера посмел представить
На суд вот этот господин
(Указывает на Практика.)
Я жить привык в реальях строгих,
А здесь какой-то футуризм!
Я ужасаюсь от догадок,
Что будет дальше?!
(С л у ч а й н ы й встает и молча выходит.)
З р и т е л ь 1
(Провожая взглядом уходящего,
обращается к слуге.)
Вы посмотрите-ка на это.
(Протягивает листы.)
Вы понимаете хоть что-то?
Здесь тень от мысли беспросветна.
Фантазия, игра ума...
Я не просил же так дотошно
Изображать на стенах мой каприз...
Ведь в этих арках невозможно
Увидеть цель, а с ней и жизнь!
Что значит форма ради формы?
А где же в этих формах я?!
Нет, это просто бесполезно.
Здесь вся нелепость бытия -
Жить в утопическом спектакле!
(С л у г а уходит.)
П р а к т и к
Тот мир, который мы создали –
Пересеченье плоскостей:
Маэстро опыта и знаний
И ваших радужных страстей.
Феномен творчества раскрылся,
Художник жаждет вновь творить.
И вы, сыгравший роль в гротеске,
Должны его сейчас простить.
Он ваш портрет писал с натуры,
И вы почувствуете, что
Мир оживающей скульптуры
Глядит в разбитое окно.
З р и т е л ь 1
А мне что делать? Я ведь тоже...
П р а к т и к (резко)
Принять.
Поверьте, мы лишь отраженье
Того, с чем вы явились к нам...
(Размышляя в сторону.)
Отдать все то, что не имею...
А, не имея, как раздать?..
(Зритель 1 уходит)
Д Е Й С Т В И Е III
ЯВЛЕНИЕ 1
П р а к т и к . С л у ч а й н ы й . П о п у т ч и к .
З р и т е л ь 2.
С л у ч а й н ы й
Я вижу, цель исчезла нынче.
Так, мне пора, зайду потом.
Маэстро - мой поклон.
(Уходит.)
(Входит П о п у т ч и к.)
П о п у т ч и к
(Обращаясь к П р а к т и к у.)
А где Маэстро? Скоро ль будет?
П р а к т и к
Возможно… Что у вас?
П о п у т ч и к (многозначительно)
"Единство мира и гармоний"
(протягивает папку с рукописью)
Интересует это вас?
Центр композиций – человек.
Маэстро говорил мне как-то
О поиске себя в себе.
П р а к т и к
Да, это не безынтересно.
П о п у т ч и к
Я рукопись могу оставить,
С ответом можно подождать.
( Входит З р и т е л ь 2)
З р и т е л ь 2
(Заметив Попутчика.)
Ну что ж, и вы здесь, рад вас видеть.
(к Практику)
А что, Маэстро еще нет?
П о п у т ч и к
(встревая в беседу)
Как видите.
Вы, как я вижу, тоже с чем-то?
(пауза)
Вы с предложеньем о работе?
З р и т е л ь 2
Нет. Это мы уже прошли.
А что у вас?
П о п у т ч и к
Бумажный труд "Единство мира..."
Из экзистенции моей.
Мой мир сейчас – моя квартира,
А там, глядишь, чрез пару дней и дом.
Мой эгоизм включился нынче
В работу для других людей.
Я кубики в слова слагаю
Для воплощения идей,
И этим близок мне Маэстро.
Но, правда, он… все больше сам,
И никому в нем места нет…
Быть одному совсем не гpеx.
З р и т е л ь 2
Но в этом и его успех.
Его способность видеть дальше
И понимать, что видит он.
Оценивать себя без фальши -
Прекрасно...
П о п у т ч и к
А что вы, собственно, хотите?
Без нас он тоже не силен.
Хотя, Маэстро, говорите -
Вершина - колокольный звон!
Согласен...
ЯВЛЕНИЕ 2
Т е ж е. Н е к т о. С л у г а.
Н е к т о (входит)
Всем доброй ночи.
(Смотрит на черный круг посреди комнаты.)
Маэстро, как я вижу, еще не был.
П р а к т и к
Да, но скоро должен быть.
Вы, как я вижу, здесь впервые.
Как вас зовут, хочу спросить.
Н е к т о
Я – Некто, приглашенный.
Быть может, вам Маэстро говорил,
Что завтра представление успеха
Из новых мыслей, а точней из сил.
Язык как шахматное поле
С фигурой-буквой на доске.
Я буква "А" – начало боя
И утешение в тоске.
Архитектурная симфонья
Закончена еще вчера.
Пришла пора увидеть вскоре,
Как воплотится в жизнь она.
Я знаю многое, но все же, и код,
И ключ в руках его.
Маэстро знает… Он откроет
В закрытой комнате окно.
(Все смотрят на окно. Продолжает):
Я открываю мир иллюзий.
Добро пожаловать, друзья.
Исполнены идеей шлюзы
И разумом полна земля.
П о п у т ч и к
Позвольте! Но в своей работе
Я тоже о земле писал!
Но только вот в "Единстве мира…"
Сей разум над землей витал.
Н е к т о
(Не замечая слов Попутчика.)
И этот мир преображает
Того, кто в мире сем живет.
Так начинается желанье.
Что устремляет нас в полет.
(Подходит к черному кругу. Рассматривает.)
Вот точка... Что всему начало
Средь долгих лет и долгих дней.
В ней бесконечность умирает
И вновь рождается в ней.
Окно для мира и от мира...
(Неожиданно открывается дверь,
и входит С л у г а.)
С л у г а
Господа, только что звонил Маэстро,
Его сегодня не будет.
(Гаснет свет. За окном медленно светает.
Начинается дождь…)
КОНЕЦ
1994 г.