Игра в кубики. Пьеса.

 
 
     Artеs libеralеs
 
 
Публицистическая пьеса-ребус
в 3-х действиях
 
 
 
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
 
П р а к т и к , С л у ч а й н ы й , З р и т е л ь 1 ,
З р и т е л ь 2 , П о п у т ч и к , Н е к т о ,   С л у г а ,
И с п о л н и т е л ь   и... М а э с т р о.
 
 
 
           
                       Д Е Й С Т В И Е   I
 
 
                         ЯВЛЕНИЕ 1
 
Белая комната со сферическим потолком. Окно. Дверь. В центре на полу черный круг, рядом два белых шара, одновременно выполняющих роль стульев. За окном вечер. Практик стоит у окна.
 
                               П р а к т и к.
                                                                  
                        П р а к т и к (в задумчивости)
 
Всему начало будет точка...
Она же и всему конец.
Он время заключил в пространство
Меж двух зеркал...
Заставил свет рождаться вновь
Из отраженья своего.
Как просто все!
Как дерзок в замысле Маэстро...
Он хочет моего решенья -
Игры теней в своем уме
И жаждет световоплощенья.
Ну что ж, я преломлю сей свет
Стеклом, чтоб, устремляясь вверх,
                                       Он смог достичь вершины свода.
            
               (Cмотрит вверх.)
 
Размытый, странный абсолют,
Источник нашего начала,
Трудов немалых, новых тем,
А что потом?
А впрочем, уже вечер. Где же он,
                                       Маэстро?..
Его пути неведомы и странны...
И все же… я в него влюблен.
 
 
 
ЯВЛЕНИЕ 2
 
П р а к т и к и С л у г а.
 
          П р а к т и к
 
(Рисует что-то на бумаге,
комментирует.)
 
Как изменяется пространство,
Лишь только тень находит вдруг.
Пусть на бумаге будет… круг.
Где здесь начало?
Но та рука, что рисовала,
Владеет тайной бытия...
А ведь, всего лишь, это Я.
Я знаю, где берет начало
Сей круг. Дивлюсь...
Но кто же здесь рассудит,
В ком первый шаг: во мне ли
Кто-то двигает рукой?..
Иль я не более, чем продолжение
Движенья...
И все загубит тот, кто следует за мной...
 
                   С л у г а (входя)
 
Звонил Маэстро, скоро будет.
Просил, чтоб был проект готов
Для обсуждения. Он будет не один.
 
                      (Уходит.)
 
                   П р а к т и к
 
(Останавливая Слугу и показывая
на черный круг в центре комнаты.)
 
А что ты думаешь об этом?
 
                   С л у г а (обойдя вокруг)
Об этом?.. Ничего.
 
                   (через паузу)
 
Не более того,
Что место для Маэстро
Покрылось пылью.
Но это устранимо.
 
   (Встает на колени и начинает вытирать.)
                
                       П р а к т и к (в сторону)
 
Вот мера всех вещей.
Слуга дает ответ, не ведая вопроса,
Но безупречен он в решении своем
Убраться… Я ж пыль и не заметил,
Смотря на круг...
Слуга же не увидел круга.
 
                        
 
                         ЯВЛЕНИЕ 3
 
             Т е   ж е   и   И с п о л н и т е л ь .
 
                 И с п о л н и т е л ь
 
           (остановившись в дверях)
 
А что, Маэстро не пришел?
Его все ждут.
 
                          П р а к т и к
 
Кто все? Какие-то вопросы?
Ты знаешь, что Маэстро
Не любит их решать.
 
                         (в сторону)
 
Ведь дирижер не должен знать,
Какой смолой натерт
Смычок у скрипача.
Заботится об этом сам скрипач.
 
               (Громко в сторону Слуги.)
 
Так знай, что вещь порядок любит,
И в этом твое право и твой долг.
Следишь за этим ты исправно без затей.
А для Маэстро вещь пустое место...
 
                   (в сторону)
 
Он занимается порядком из вещей.
 
                   С л у г а (оглядывая круг)
Ну вот, теперь совсем как новый.
 
   (Обращается к Исполнителю и
         показывает рукой на круг.)
 
Вот место,
Откуда происходит всё движенье,
Генезис, так сказать.
Над чем работаем мы здесь,
                       То - перевоплощенья.
Ты знаешь, что это за место?
    
               И с п о л н и т е л ь (невнятно)
Я думаю... Мне кажется... Маэстро.
 
                         С л у г а
 
Маэстро здесь, любезный, не при чем.
Я говорю о точке, о младшей дочери
Царицы Ге-о-метрии!
 
(Поднимает указательный палец вверх)
 
                     П р а к т и к
 
   (Иронично обращаясь к С л у г е)
А кто же старшая?
        
                         С л у г а
 
Так в чем вопрос? Конечно линия!
 
 
                        П р а к т и к
 
           (Обращаясь сам к себе)
 
Каков Слуга... Урок усвоил верно,
Я и забыл, что день назад об этом говорил,
А он никак не мог понять,
Как с точки можно линию начать.
 
 
 
                         ЯВЛЕНИЕ 4
 
               Т е   ж е   и   С л у ч а й н ы й.
 
             С л у ч а й н ы й (резко)
А что, Маэстро не пришел?
 
(Проходит, присаживается на шар, оглядывается.)
 
Да, хорошо у вас тут.
 
                 П р а к т и к
 
Чем я могу помочь?
 
                 С л у ч а й н ы й
 
Мне помощь ваша не нужна.
Ее бы к вам приделать.
Действительность сурова и проста,
Как эта комната, где черное на белом.
Да... жизнь без пятен – белая тетрадь.
 
                         (к себе)
 
Но как же после этих пятен встать?..
Маэстро не звонил?
                  
                         С л у г а
 
Звонил. Сказал, что скоро будет.
 
                      С л у ч а й н ы й
 
Я подожду.
 
(Возникает пауза, все чувствуют себя несколько
                     неловко и напряженно.)
 
                 И с п о л н и т е л ь
 
             (Обращаясь к Практику.)
Так что мне делать? Продолжать?
 
 
                      П р а к т и к
 
Да, конечно.
 
                   (Исполнитель уходит.)
 
    
 
 
                          
 
 
                           ЯВЛЕНИЕ 5
 
             П р а к т и к. С л у ч а й н ы й.
                                                                                      
 
                        
                  С л у ч а й н ы й
 
     (Входит, оглядываясь вокруг.)
 
Единство форм. Мне нравится решенье.
Как в жизни, так и здесь,
Вот только как начать?..
 
                  П р а к т и к
 
     (Сидит на шаре.)
 
Простите, вы ко мне?
 
                  С л у ч а й н ы й
 
Не к тебе - к себе.
А впрочем... Может, ты ответишь?
Ты ведь создаешь.
Откуда это только берется у тебя?
Учился, что ли? Или так, талант?..
Люблю людей я умных,
Поскольку сам не глуп.
 
(Встает, подходит к П р а к т и к у, тот
сидит и что-то чертит на листе. Случайный
разглядывает рисунок из-за спины.)
 
Непонятно, но красиво.
Узнаю я в этом замыслы Маэстро…
Во всем законченность и смысл…
С таким приятно делать дело.
Служить искусству - дело чести!
 
(Рассматривает внимательнее.)
И все… казалось бы… на месте.
 
(позевывая…)
 
Да, изменений не люблю…
 
(Отходит к окну. За окном темно.
Причесывается, глядя на свое
отражение в стекле.)
 
А что, Маэстро критикуют?
 
( Не дождавшись ответа.)
 
Без критики прожить нельзя…
Хотя она бывает зря…
Но так… для формы,
Для поддержки…
 
             П р а к т и к
 
Коль миром управляет разум,
То критика ему нужна,
Она сбивает пыл не сразу,
А, впрочем, часто и вредна.
           С л у ч а й н ы й
 
               (Явно скучая.)
Да... нечего добавить.
Вот так жизнь вся и протечет...
 
 
 
 
            Д Е Й С Т В И Е II
 
 
                    ЯВЛЕНИЕ 1
П р а к т и к. С л у ч а й н ы й. С л у г а.   З р и т е л ь 1.
 
               (Звонит телефон)
 
             С л у г а (в трубку)
 
Маэстро скоро будет.
 
(Передает трубку П р а к т и к у.)
 
           П р а к т и к
 
    (Выслушав, отвечает.)
 
Ну что же, приезжайте.
Да-да, мы будем до утра.
 
           С л у ч а й н ы й
 
Еще один, такой как я?
 
             П р а к т и к
 
Не совсем.
Но в чем-то вы похожи.
Когда немало есть проблем,
Необходимо мнение, и все же...
 
         (Обращаясь к себе.)
 
Маэстро прав,
Как часто в этом убеждаюсь я
Лишь позже, когда приходится
Мне начинать сначала.
 
               ( Звонит телефон.)
 
Да! Маэстро... Зритель ждет свиданья
С вами. Я?.. Я буду до утра.
 
               (К присутствующим.)
 
Он будет с минуты на минуту.
    
(Кладет трубку, ходит, рассуждая вслух.)
 
Есть нравственный закон
В любом решенье, споре,
Когда рождается проект,
Как мысль, сокрытая в узоре
Тех линий, что мостят нам путь.
Как трудно в этом обмануть
Кого-то, в том числе себя.
Как все же прав… Как прав Маэстро,
Что гений все творит любя!
Все сводится к уменью мыслить
И в мыслью тонко обобщать.
Я вновь рисую сцену жизни,
Маэстро учит в ней играть.
Он ставит точку там, где надо,
И мягким росчерком пера
Доводит мысль до камнепада,
Чеканя точками слова.
Все вытекает из желанья
Свести все это к естеству.
Потребность гения к искусству
Сродни влеченью к озорству.
Он мастерит, почти играя,
И разум, что покорный друг,
Как строки, дни его слагает
В поэму для послушных рук,
Ваяющих мечту из камня...
И камень оживает вдруг.
Вот сущность. И загадка в том же,
А для кого-то это явь...
Рожденье нового... И все же
Не перестал я удивляться
С тех пор, как начал суть искать.
 
         (Входит З р и т е л ь 1)
      
             З р и т е л ь 1 (Раздраженно, сходу.)
 
Я не могу увидеть смысла
В нагромождении картин,
Что мне вчера посмел представить
На суд вот этот господин
       (Указывает на Практика.)
 
Я жить привык в реальях строгих,
А здесь какой-то футуризм!
Я ужасаюсь от догадок,
Что будет дальше?!
 
(С л у ч а й н ы й   встает и молча выходит.)
 
 
 
 
                 З р и т е л ь 1
 
(Провожая взглядом уходящего,
         обращается к слуге.)
 
Вы посмотрите-ка на это.
 
          (Протягивает листы.)
 
Вы понимаете хоть что-то?
Здесь тень от мысли беспросветна.
 
Фантазия, игра ума...
Я не просил же так дотошно
Изображать на стенах мой каприз...
Ведь в этих арках невозможно
Увидеть цель, а с ней и жизнь!
Что значит форма ради формы?
А где же в этих формах я?!
Нет, это просто бесполезно.
Здесь вся нелепость бытия -
Жить в утопическом спектакле!
        
             (С л у г а уходит.)
 
 
               П р а к т и к
 
Тот мир, который мы создали –
Пересеченье плоскостей:
Маэстро опыта и знаний
И ваших радужных страстей.
Феномен творчества раскрылся,
Художник жаждет вновь творить.
И вы, сыгравший роль в гротеске,
Должны его сейчас простить.
Он ваш портрет писал с натуры,
И вы почувствуете, что
Мир оживающей скульптуры
Глядит в разбитое окно.
 
                   З р и т е л ь 1
 
А мне что делать? Я ведь тоже...
      
                 П р а к т и к (резко)
 
Принять.
Поверьте, мы лишь отраженье
Того, с чем вы явились к нам...
 
               (Размышляя в сторону.)
 
Отдать все то, что не имею...
А, не имея, как раздать?..
 
                  (Зритель 1 уходит)
 
 
 
          
 
        
 
           Д Е Й С Т В И Е   III
 
 
                 ЯВЛЕНИЕ 1
 
П р а к т и к . С л у ч а й н ы й . П о п у т ч и к .
                         З р и т е л ь 2.
 
               С л у ч а й н ы й
 
Я вижу, цель исчезла нынче.
Так, мне пора, зайду потом.
Маэстро - мой поклон.
 
                         (Уходит.)
       (Входит П о п у т ч и к.)
 
                 П о п у т ч и к
 
(Обращаясь к П р а к т и к у.)
 
А где Маэстро? Скоро ль будет?
 
                  П р а к т и к
 
Возможно… Что у вас?
 
                    П о п у т ч и к (многозначительно)
 
"Единство мира и гармоний"
(протягивает папку с рукописью)
Интересует это вас?
Центр композиций – человек.
Маэстро говорил мне как-то
О поиске себя в себе.
 
                 П р а к т и к
 
Да, это не безынтересно.
 
                 П о п у т ч и к
 
Я рукопись могу оставить,
С ответом можно подождать.
    
         ( Входит З р и т е л ь 2)
 
               З р и т е л ь 2
 
         (Заметив Попутчика.)
 
Ну что ж, и вы здесь, рад вас видеть.
 
(к Практику)
 
А что, Маэстро еще нет?
 
               П о п у т ч и к
 
(встревая в беседу)
 
Как видите.
Вы, как я вижу, тоже с чем-то?
 
                   (пауза)
 
Вы с предложеньем о работе?
 
                   З р и т е л ь 2
 
Нет. Это мы уже прошли.
А что у вас?
 
                 П о п у т ч и к
 
Бумажный труд "Единство мира..."
Из экзистенции моей.
Мой мир сейчас – моя квартира,
А там, глядишь, чрез пару дней и дом.
Мой эгоизм включился нынче
В работу для других людей.
Я кубики в слова слагаю
Для воплощения идей,
И этим близок мне Маэстро.
Но, правда, он… все больше сам,
И никому в нем места нет…
Быть одному совсем не гpеx.
 
               З р и т е л ь 2
 
Но в этом и его успех.
Его способность видеть дальше
И понимать, что видит он.
Оценивать себя без фальши -
Прекрасно...
 
           П о п у т ч и к
 
А что вы, собственно, хотите?
Без нас он тоже не силен.
Хотя, Маэстро, говорите -
Вершина - колокольный звон!
Согласен...
 
 
 
      
                       ЯВЛЕНИЕ   2
 
                 Т е ж е. Н е к т о. С л у г а.
 
                       Н е к т о (входит)
Всем доброй ночи.
 
(Смотрит на черный круг посреди комнаты.)
 
Маэстро, как я вижу, еще не был.
 
                         П р а к т и к
 
Да, но скоро должен быть.
Вы, как я вижу, здесь впервые.
Как вас зовут, хочу спросить.
 
                          Н е к т о
 
Я – Некто, приглашенный.
Быть может, вам Маэстро говорил,
Что завтра представление успеха
Из новых мыслей, а точней из сил.
Язык как шахматное поле
С фигурой-буквой на доске.
Я буква "А" – начало боя
И утешение в тоске.
Архитектурная симфонья
Закончена еще вчера.
Пришла пора увидеть вскоре,
Как воплотится в жизнь она.
Я знаю многое, но все же, и код,
И ключ в руках его.
Маэстро знает… Он откроет
В закрытой комнате окно.
 
(Все смотрят на окно. Продолжает):
 
Я открываю мир иллюзий.
Добро пожаловать, друзья.
Исполнены идеей шлюзы
И разумом полна земля.
        
               П о п у т ч и к
 
Позвольте! Но в своей работе
Я тоже о земле писал!
Но только вот в "Единстве мира…"
Сей разум над землей витал.
 
                   Н е к т о
 
     (Не замечая слов Попутчика.)
 
И этот мир преображает
Того, кто в мире сем живет.
Так начинается желанье.
Что устремляет нас в полет.
 
(Подходит к черному кругу. Рассматривает.)
 
Вот точка... Что всему начало
Средь долгих лет и долгих дней.
В ней бесконечность умирает
И вновь рождается в ней.
Окно для мира и от мира...
 
(Неожиданно открывается дверь,
         и входит С л у г а.)
 
                       С л у г а
 
Господа, только что звонил Маэстро,
Его сегодня не будет.
 
(Гаснет свет. За окном медленно светает.
Начинается дождь…)
                
 
                         КОНЕЦ    
                                   1994 г.
(0 пользователям это нравится)